РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2011 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Румянцевой В.А.,
при секретаре Шилкиной И.В.,
с участием истца Бурцева В.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-364 по иску Бурцева Владимира Валентиновича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л :
Бурцев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что имеет достаточный стаж для назначения пенсии за выслугу лет, является ветераном труда и имеет соответствующее удостоверение. Считает, что, как ветеран труда, в силу ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО) имеет право на перечисленные им в заявлении меры социальной поддержки, в предоставлении которых ему было отказано органами социальной защиты населения Узловского района Тульской области.
Просит признать за ним право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» производить ему со дня получения удостоверения «Ветеран труда» ежемесячные выплаты в размере 50 % от оплаты общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и 50 % оплаты коммунальных услуг, предоставить ему ежемесячную денежную выплату и справку на единый льготный проездной билет, а также просит взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
В ходе рассмотрения дела определением Узловского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части исковых требований о признании за истцом, как ветераном труда, права на меры социальной поддержки в виде получения справки на приобретение льготного проездного билета.
От представителя ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых он указывает, что в соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, меры социальной поддержки на основании закона № 493-ЗТО предоставляются при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется. Вместе с тем, с учетом проживания в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, указанные меры социальной поддержки могут быть реализованы по достижению истцом пенсионного возраста, уменьшенного на определённую величину в зависимости от времени проживания на загрязнённой территории.
От представителя ответчика департамента социального развития поступили возражения, в которых он ссылается на несогласие с заявленными требования по тем же основаниям.
В судебном заседании истец Бурцев В.В. от исковых требований в части признания за ним, как ветераном труда, права на меры социальной поддержки в виде получения справки на приобретение льготного проездного билета отказался, о чем имеется соответствующее заявление. В остальной части истец исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причине неявки в судебное заседание не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о месте и времени рассмотрения дела, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района», изучив письменные материалы делу, приходит следующему.
Согласно справке № Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, трудовой стаж Бурцева Владимира Валентиновича по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ДД.ММ.ГГГГ дней, и в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ Бурцев В.В. имеет право на пенсию по линии МВД России (л.д. 9).
Таким образом, у истца имеется право на получение пенсии, назначаемой на условиях, в порядке и по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (статьи 1, 2).
В соответствии с удостоверением В № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, Бурцев В.В. является ветераном труда (л.д. 15).
Как следует из материалов дела, истец в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о предоставлении ему спорных мер социальной поддержки. Однако, в удовлетворении данных требований истцу было отказано по причине недостижения им 60-летнего возраста, дающего право на трудовую пенсию, что подтверждается письмом ГУ ТО «УСЗН Узловского района» от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в деле (л.д. 10).
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом РФ иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам РФ полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, установлены статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).
Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с видом пенсии или наличием какого-либо иного определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости(ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Кроме того, ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены в том числе и военнослужащие.
В статье 2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Статьей 5 указанного выше Федерального закона установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец.
Таким образом, у истца имеется право на государственное пенсионное обеспечение.
Само по себе назначение истцу пенсии за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей 1 и 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида мер социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Указанная денежная выплата в соответствии с п. 8 Порядка назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Согласно подпункту 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.
Согласно п.п. 19 п. 2 названного выше Положения эта денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов.
Таким образом, исходя из анализа вышеперечисленных правовых норм и учитывая, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов, суд считает, что истец имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО с ДД.ММ.ГГГГ года.
При этом право истца на получение ежемесячных денежных выплат, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ подлежит признанию с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Бурцева Владимира Валентиновича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.
Признать за Бурцевым Владимиром Валентиновичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ право на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда:
- ежемесячной денежной компенсации;
- ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья;
- ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» производить ему соответствующие выплаты с вышеуказанного времени.
Взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Бурцева Владимира Валентиновича 200(двести) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу