решение от 15.10.2012г. по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО рабочий поселок Дубовка Узловского района о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе

председательствующего Прямицыной Е.А.,

при секретаре Хазанской А.В.,

с участием представителя истца помощника Узловского межрайпрокурора Ульянова Е.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района главы муниципального образования Кривенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-897/2012 по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги,

установил:

Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, проведенной совместно с Новомосковским отделом Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД ОМВД России по Узловскому району Тульской области и администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области было проведено обследование улично-дорожной сети пос. Дубовка Узловского района Тульской области.

Указал, что данным обследованием были выявлены нарушения требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, допущенные администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района.

По изложенным основаниям просит признать бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, а именно дорожного покрытия автомобильных дорог в районе домов №№ 7, 9, 13 по ул. Маяковского, домов № 29, 31, 33, 35 по ул. Пионерской, дома № 9 по ул. Горького, дома № 19 по ул. Куйбышева пос. Дубовка Узловского района, обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образовании г.Узловая, а именно отремонтировать дорожное покрытие автомобильных дорог в районе указанных домов пос. Дубовка в срок до 01.11.2013 года.

В судебном заседании представитель истца помощник Узловского межрайпрокурора Ульянов Е.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района глава муниципального образования Кривенко В.А. заявленные исковые требования признал в части обязания выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог около домов вышеуказанных улиц пос. Дубовка, против удовлетворения требования в части бездействия администрации по исполнению возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения возражал, ссылаясь на то, что администрацией ведутся работы по ремонту асфальтового покрытия пос. Дубовка. Так, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ООО «Магистраль» на выполнение ремонтных работ, в том числе, по ул. Маяковского. Данные работы выполнены и приняты по акту. При этом работы проводились на частях улицы. Не отрицал, что около домов 7, 9, 13 по ул. Маяковского такие работы не проводились. Вместе с тем, имевшиеся на момент проверки выбоины на проезжей части в районе домов №№ 7, 9, 13 по ул. Маяковского, домов № 29, 31, 33, 35 по ул. Пионерской, дома № 9 по ул. Горького, дома № 19 по ул. Куйбышева пос. Дубовка отсыпаны асфальтовым срезом либо щебнем, что подтверждается актом осмотра состояния дорожного покрытия п. Дубовка от ДД.ММ.ГГГГ Также указал, что администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района 22 сентября 2011 г. принято постановление № 117 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Ремонт уличной – дорожной сети на территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района на 2011-2013 г.г.», 15 августа 2012 г. принято постановление № 122 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог на территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района на 2013-2016 г.г.», куда вошли перечисленные улицы. Таким образом, по его мнению, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация не бездействует в вопросах содержания дорог местного значения.

Выслушав представителя истца помощника Узловского межрайонного прокурора Ульянова Е.А., представителя ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района главу муниципального образования Кривенко В.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области совместно с Новомосковским отделом Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД ОМВД России по Узловскому району Тульской области, комитетом по жизнеобеспечению администрации муниципального образования Узловский район и администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области было проведено обследование улично-дорожной сети поселка Дубовка Узловского района Тульской области, в ходе которого был выявлен ряд несоответствий состояния автодорог улично-дорожной сети деревни Федоровка Узловского района Тульской области требованиям, предусмотренным п. 3.1.1.-3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выразившихся в наличии выбоин дорожного покрытия, превышающих допустимые размеры на автодорогах пос. Дубовка Узловского района Тульской области, а именно, в районе домов №№ 7, 9, 13 по ул. Маяковского, домов № 29, 31, 33, 35 по ул. Пионерской, дома № 9 по ул. Горького, дома № 19 по ул. Куйбышева.

Так, в районе домов №№ 7, 9, 13 по ул. Маяковского имеются выбоины покрытия проезжей части размерами (см): 160*290*14, 120*127*10, 115*90*10, в районе домов № 29, 31, 33, 35 по ул.Пионерской имеются выбоины покрытия проезжей части размерами (см): 160*120*10, 95*45*14, 60*40*10, 40*50*10, 150*110*15, 120*125*10, 110*100*10, в районе дома № 9 по ул. Горького имеются выбоины покрытия проезжей части размерами (см): 500*1000*8, 800*400*15, в районе дома № 19 по ул.Куйбышева имеются выбоины покрытия проезжей части размерами (см): 1100*70*5, 90*40*6, 50*35*6.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованным судом актом обследования улично-дорожной сети от ДД.ММ.ГГГГ, оглашенными в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО1, <данные изъяты>, ФИО2, <данные изъяты> сторонами не оспаривались.

Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что приоритетными задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из определения, данного в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п.п. 5 п. 1 ст. 7 Устава муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района.

Проанализировав приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу, что обязанность по ремонту и содержанию дорог в границах поселка Дубовка относится к ведению муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района.

В силу статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения во исполнение статьи 10 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разработан и принят Закон Тульской области от 28.02.2007 № 792-ЗТО «Об областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 2007-2012 годы»», от выполнения мероприятий которого планируется снижение аварийности на дорогах Тульской области и сокращение на 15-20 процентов числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

В рамках полномочий, предоставленных п. 3 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» губернатором области было издано постановление, которое действует до настоящего времени: от 13.03.2001 № 140 «О порядке проведения ежегодных комплексных и специализированных проверок и улиц на территории Тульской области», действующее в редакции постановления администрации области от 28.04.2006 № 217 и от 7.09.2001 № 311 «О составе комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Тульской области».

Во исполнение данных правовых актов при проведении комплексной проверки дорог основное внимание уделяется: состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек; состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств; состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виадуков, подземных и надземных пешеходных переходов); обозначению и оборудованию пешеходных переходов; ограждению мест производства работ на проезжей части, организации и состоянию их объездов; искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, на остановках общественного транспорта; состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров; Соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации; системе информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, введенному в действие с 1 июля 1994 года, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В пункте 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Как следует из абзаца «в» подпункта «2» пункта 12 Приказа Минтранса России «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» от 12 ноября 2007 г. N 160 к классификации работ по содержанию автомобильных дорог входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

По итогам обследования дорожных условий на улично-дорожной сети территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района был сделан вывод о том, что администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка нарушены обязательные требования ГОСТ 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения.

После проведения обследования автомобильных дорог в п. Дубовка в границах муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района администрацией муниципального образования указанные в акте проверки нарушения устранены, что подтверждено представленным актом комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из указанного акта, имеющиеся выбоины на проезжей части, превышающие предельные размеры, по ул. Маяковского, д. 7,9,13 отсыпаны асфальтовым срезом, по ул. Пионерская д. 29, 31,33,35 отсыпаны щебнем, по ул. Горького д. 9 отсыпаны асфальтовым срезом и щебнем, по ул. Куйбышева д. 19 отсыпаны асфальтовым срезом. Представителем истца установленные судом обстоятельства не оспаривались.

В связи с чем суд с не может согласиться с доводами прокурора о наличии бездействия со стороны администрации по ремонту и содержанию дорог в районе вышеуказанных домов п. Дубовка. При таких обстоятельствах требование прокурора в этой части удовлетворению не подлежит.

Разрешая требование прокурора об обязании администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образовании г. Узловая, а именно отремонтировать дорожное покрытие автомобильных дорог в районе вышеназванных домов пос. Дубовка в срок до 01.11.2013 года, судом установлено, что ремонт и реконструкция автомобильных дорог на территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка, куда также вошли улицы Маяковского, Первомайская, Куйбышева, Горького п. Дубовка, предусмотрены долгосрочными муниципальными целевыми программами на 2011-2013 г.г. и на 2013-2016 г.г.

Вместе с тем, принимая во внимание, что отсыпание выбоин около домов указанных улиц щебнем и асфальтовым срезом является промежуточным мероприятием и направлено на поддержание состояния дорог до проведения ремонта, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании, каких-либо документов, актов обследований, свидетельствующих о соответствии состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, не представлено, суд находит требования прокурора об обязании администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области в районе домов 7,9,13 по ул. Маяковского, домов 29,31,33,35 по ул. Пионерской, дома 9 по ул. Горького, д. 19 по ул. Куйбышева пос. Дубовка Узловского района в срок до 01 ноября 2013 года подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области, а именно, отремонтировать дорожное покрытие автомобильных дорог в районе домов 7,9,13 по ул. Маяковского, домов 29,31,33,35 по ул. Пионерской, дома 9 по ул. Горького, д. 19 по ул. Куйбышева пос. Дубовка Узловского района в срок до 01 ноября 2013 года.

В удовлетворении остальной части требований Узловскому межрайонному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты>

Решение не вступило в законную силу.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>