РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Тимофеевой Н.А., при секретаре Жучковой О.А., с участием истца Култыгиной Е.Н., представителя ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Васильевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-907 по иску Култыгиной Елены Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, у с т а н о в и л: Култыгина Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ подала в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в г. Узловая) заявление о назначении досрочной государственной пенсии по старости. В назначении пенсии ей отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время года проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а на момент аварии на ЧАЭС и до ДД.ММ.ГГГГ работала в зоне с проживания с правом на отселение, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста на пять лет. Ссылаясь на п. 4.1 ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и тот факт, что в настоящее время она получает пенсию по инвалидности, считает, что пенсия ей должна быть назначена со дня возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Просит признать за ней право на досрочную пенсию и обязать Управление ПФР в г. Узловая назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. От представителя ответчика Управления ПФР в г. Узловая поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке, предусмотренном Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением, в котором просила перевести ее с трудовой пенсии по инвалидности на государственную пенсию по старости со снижением возраста на 5 лет в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года, зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года, и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации. В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от 15.05.1991 года, пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ. Работа истца в зоне с правом на отселение составляет 2 года 3 месяца 5 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом – 13 лет 07 месяцев 11 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, применительно к истцу возраст выхода на пенсию может быть снижен на 2 года в связи с работой в зоне с правом на отселение, либо на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 50 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 5 лет. Однако, суммирование льгот по ст.33 и ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено. Считает необоснованной ссылку истца на Определение Конституционного суда № 403-0 от 11.07.2006 года. Указывает, что в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пп. 1-10 ст. 27 и пп. 1-9 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ № 173-ФЗ, и, по их желанию, по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года. Кроме того, в исковом заявлении истец, обосновывая требование назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, ссылается на п. 4.1 ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что является неверным, поскольку истец обратилась с заявлением о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, поэтому в данном случае подлежит применению п. 7 ст. 19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» либо п. 3 ст. 23 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении», согласно которым перевод с одного вида пенсии на другую производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой. Следовательно, перевод истца на другой вид пенсии может быть осуществлен с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Култыгина Е.Н. уточнила свои исковые требования и просила признать за ней право на досрочную пенсию, обязав Управление ПФР в г. Узловая назначить и выплатить досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Управления ПФР в г. Узловая по доверенности Васильева В.В. иск не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях. Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы делу, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. <данные изъяты> была отнесена к зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Территория села <данные изъяты> относилась и относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Как следует из копии решения Управления ПФР в г. Узловая № от ДД.ММ.ГГГГ, Култыгиной Е.Н. отказано в назначении государственной пенсии по старости на основании ст. 33,34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (л.д. 14-17). Согласно справкам ООО «Управляющая организация «Комсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживала на пос. <данные изъяты> (л.д. 28). Кроме того, как следует из копии трудовой книжки, имеющейся в материалах дела, Култыгина Е.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в зоне с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 20-26). Таким образом, истец на момент обращения за назначением пенсии имеет 2 полных года работы в зоне с правом на отселение, в том числе в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года, и 13 полных лет работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, в силу положений пп. 7-8 ст. 13, ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на основную величину в 2 года и на дополнительную на 1 год за каждые 3 года проживания (работы) на территории зоны с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, и дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из времени работы и проживания истца на загрязненной территории, в силу положений п.п. 7 и 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на основную величину в виде 2 лет, а также на дополнительную величину в виде 2 лет - в связи с проживанием (работой) в зоне с правом на отселение, и на дополнительную величину в виде 3 лет в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Согласно представленным материалам ДД.ММ.ГГГГ Культыгина Е.Н. обратилась с письменным заявлением о назначении государственной пенсии в Управление ПФР в г. Узловая, однако решением Управления ПФР в г. Узловая № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом. Суд не может согласиться с мнением Управления ПФР в г. Узловая, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 5 лет. Истец, имея необходимый трудовой стаж, обратилась за назначением льготной государственной пенсии с уменьшением возраста по достижении 50 лет, то есть, достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений закона. На основании п.1 ст. 23 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная этим законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Поскольку право Култыгиной Е.Н. на досрочную пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 50 лет, а за назначением государственной пенсии по старости она обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ей может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обращения. Однако, Култыгина Е.Н. уже является получателем пенсии по инвалидности, что подтверждается справкой об инвалидности (л.д. 46). Согласно п. 3 ст. 23 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении», перевод с одного вида пенсии на другую производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой, следовательно, государственная пенсия по старости истцу может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Култыгиной Елены Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить. Признать за Култыгиной Еленой Николаевной право на досрочное назначение государственной пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ее с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Култыгиной Елены Николаевны государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.А. Тимофеева Решение не вступило в законную силу.