Решение от 18.10.2012 г. по иску Выходцева Андрея Викторовича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием истца Выходцева А.В.,

представителя ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-929 по иску Выходцева Андрея Викторовича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

истец Выходцев А.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что является пенсионером и имеет звание «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», имеет право на перечисленные им в заявлении меры социальной поддержки, в предоставлении которых ему было отказано органами социальной защиты населения Узловского района Тульской области.

Просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить и выплачивать ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб..

В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои требования и просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить и выплачивать ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, а в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб..

От представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых он указывает, что в соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, меры социальной поддержки на основании закона № 493-ЗТО предоставляются при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60 лет – мужчины и 55 лет - женщины, в связи с чем правовых оснований для предоставления истцу указанных мер социальной поддержки не имеется. Вместе с тем, с учетом проживания в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, указанные меры социальной поддержки могут быть реализованы по достижению истцом пенсионного возраста, уменьшенного на определённую величину в зависимости от времени проживания на загрязнённой территории.

От представителя третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области поступил письменный отзыв на исковые требования, в котором он ссылается на несогласие с заявленными требования по тем же основаниям, что и представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» и возражает против удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании истец Выходцев А.В. уточненные исковые требования поддержал полностью и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, Выходцев А.В. является ветераном труда (л.д. 20).

Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты>, копия которого имеется в материалах дела, Выходцев А.В. также является пенсионером и ему назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Как следует из материалов дела, истец в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о предоставлении ему спорных мер социальной поддержки. Однако, в удовлетворении данных требований истцу было отказано по причине недостижения им 60-летнего возраста, дающего право на трудовую пенсию, сниженного с учетом времени проживания в зоне радиоактивного загрязнения, что подтверждается письмом ГУ ТО «УСЗН Узловского района» от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в деле (л.д. 29, 15-17).

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом РФ иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам РФ полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, установлены статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО.

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области.

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с видом пенсии или наличием какого-либо иного определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

По делу установлено, что истец является пенсионером и ему назначена пенсия за выслугу лет.

Право на получение указанной пенсии у него возникло в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьями 2, 4, 5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида мер социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Указанная денежная выплата в соответствии с п. 8 Порядка назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

Согласно п.п. 19 п. 2 названного выше Положения эта денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов.

Таким образом, принимая во внимание, что истец имеет право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Выходцева А.В. о признании за ним права на получение мер социальной поддержки и назначении ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты, и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района».

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Выходцева Андрея Викторовича удовлетворить.

Признать за Выходцевым Андреем Викторовичем, имеющим звание «Ветеран труда», право на получение ежемесячной денежной выплаты, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления и предусмотренных Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить Выходцеву Андрею Викторовичу, имеющему звание «Ветеран труда», ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» предоставить Выходцеву Андрею Викторовичу, имеющему звание «Ветеран труда», меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья, а также меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, предусмотренные Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Выходцева Андрея Викторовича <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Тимофеева

Решение не вступило в законную силу.