Решение от 16 октября 2012 года по иску Дегенгардт Татьяны Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.,

при секретаре Санниковой В.А.,

с участием истца Дегенгардт Т.И.,

ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в лице представителя по доверенности Васильевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-949 по иску Дегенгардт Татьяны Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Дегенгардт Т.И. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе) с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии. В назначении пенсии ей отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на территории зоны с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

Просит признать решение Управления ПФРФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ответчика назначить и выплатить ей досрочную государственную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

От представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии со ст.10 Федерального Закона №166 –ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке, предусмотренном Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». 3.09.2012 года истица обратилась в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просила назначить государственную пенсию по старости в соответствии со ст.10 Федерального закона РФ №166-ФЗ от 15.12.2001 со снижением возраста на 5 лет в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года, зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года, и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации. В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от 15.05.1991 года, пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом.

При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ. Работа истца в зоне с правом на отселение составляет 08 лет 09 месяцев 28 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает). Таким образом, применительно к истцу возраст выхода на пенсию может быть снижен либо на 2 года в связи с проживанием в зоне с правом на отселение, либо на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Истица обратилась с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 50 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 5 лет. Полагает, что когда граждане относятся к двум и более категориям, указанным ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льготы предоставляются только по одному из оснований (п.2 ст.3 закона). Суммирование льгот по ст.33 и ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено. Истица, ссылаясь на ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», неверно трактует данную норму. Считает необоснованной ссылку истца на Определение Конституционного суда № 403-0 от 11.07.2006 года. Указывает, что в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пп. 1-10 п. 1 ст. 27 и пп. 1-9 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ № 173-ФЗ, и, по их желанию, по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года.

В судебном заседании истица Дегенгардт Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления ПФР в г. Узловая и Узловском районе Васильева В.В., иск не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях.

Суд, выслушав истца, представителя ответчица, изучив письменные материалы делу, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области относилась к зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как следует из копии решения ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Дегенгардт Т.И. отказано в назначении государственной пенсии по старости на основании ст. 33,34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (л.д. 15-17).

Согласно справке ООО «Партнер» г. Узловой Тульской области истица с 28 ноября 2000 года по настоящее время проживала в г.Узловой Тульской области, который с 01 февраля 1998 года относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом(л.д.29).

Согласно трудовой книжке истица работала на швейной фабрике г. Узловой Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая располагалась на территории, до ДД.ММ.ГГГГ относившейся к зоне с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ- к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, истица на момент обращения за назначением пенсии имеет 08 лет 09 месяцев 28 дней работы в зоне с правом на отселение и 14 лет 07 месяцев 03 дня проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную на 2 года за каждые 3 года работы на территории зоны с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Исходя из времени проживания истицы на загрязненной территории, в силу положений п.п. 7 и 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право также на дополнительную величину в виде 3 лет в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно представленным материалам ДД.ММ.ГГГГ Дегенгардт Т.И. обратилась с письменным заявлением о назначении пенсии в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области. Однако решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом.

Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Работая и проживая на территории зоны с правом на отселение, Дегенгардт Т.И. приобрела право на максимальное снижение пенсионного возраста на 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории, в связи с чем последующее изменение статуса зоны ее проживания (работы) не может лишать ее права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере. Вместе с тем, исчисление такого снижения должно производиться в порядке, установленном соответственно ст.ст. 33 и 34 закона № 1244-1, то есть 1 год за три года проживания или работы в зоне с правом на отселение и 1 год за 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 5 лет(3 года дополнительная величина за проживание(работу) в зоне с льготным социально-экономическим статусом и 2 года дополнительная величина за работу в зоне с правом на отселение). Истица, имея необходимый трудовой стаж, обратилась за назначением льготной государственной пенсии с уменьшением возраста на 5 лет за 3 дня до достижения 50 лет, то есть возраста с учетом вышеуказанных положений закона.

На основании п.1 ст. 23 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная этим законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Поскольку право Дегенгардт Т.И. на досрочную пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ, когда ей исполнилось 50 лет, а за назначением государственной пенсии по старости она обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ей может быть назначена лишь с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Дегенгардт Т.И. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последней пенсионного возраста, не основан на законе, а заявленные исковые требования подлежат удовлетворению с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Требования в части признания решения ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным являются излишними, поскольку признание за истцом права на досрочную пенсию подразумевает под собой признание соответствующего отказа незаконным.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Дегенгардт Татьяны Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Признать за Дегенгардт Татьяной Ивановной право на досрочное назначение государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ей государственную пенсию с указанной даты.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Дегенгардт Татьяны Ивановны 200(двести) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья В.А. Румянцева