РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 октября 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Румянцевой В.А., при секретаре Санниковой В.А., с участием истца Фильчева А.В., ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в лице представителя по доверенности Татариновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-899 по иску Фильчева Александра Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, у с т а н о в и л: Фильчев А.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работает педагогическим работником в образовательных учреждениях. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении указанной пенсии и в его специальный стаж не был включен период прохождения срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, Постановление КС РФ от 29.01.2002 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О, ФЗ от 27 мая 1998 года №76_ФЗ «О статусе военнослужащих», просит обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости спорный период и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с 10 мая 2012 года, взыскав с ответчика в его пользу расходы по уплате госпошлины. От представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что специальный стаж работы Фильчева А.В. на момент обращения за назначением пенсии составлял 24 года 01 день, вместо требуемых 25 лет. К зачету не приняты периоды прохождения срочной военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п.2 ст.27 Закона законодатель наделяет Правительство РФ полномочиями по утверждению Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые реализованы в постановлениях правительства РФ от 29.10.2002 года №781 от 11.07.2002 года №516. В соответствии с указанными Постановлениями, военная служба не является периодом, засчитываемым в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Следовательно, ссылка истца на Списки в обоснование своих исковых требований не основана на законе. В соответствии со ст.11 Закона от 17.12.2001 года период прохождения военной службы засчитывается только в страховой стаж. До вступления в силу Закона от 17.12.2001 года военная служба и другая приравненная к ней служба также включались только в общий трудовой стаж в соответствии со ст.90 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и в льготный стаж не засчитывалась, что также подтверждается Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 (на период работы с 01 ноября 1999 года) и постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991 года №463 (на период работы до 1 ноября 1991 года). Что касается включения периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 №1397, то согласно пп. «г» п.1 и п.4 этого постановления данное право приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Необходимо учесть, что Положение №1397 в соответствии с ч.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года №953 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 года. В разъяснении Минтруда РФ №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном постановлением Минтруда и социального развития РФ от 17.10.2003 года №70 имеется норма, регулирующая возможность применения ранее действующего законодательства. Часть 2 пункта 1 вышеуказанного Разъяснения утверждает, что «Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего Закона полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на досрочную пенсию. В тех случаях, когда на день отмены Закона гражданин не выработал необходимую продолжительность специального трудового стажа, давшего право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление стажа производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. УП ФР полагает, что ссылка истца на положения ст.30 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 года для обоснования включения службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж основана на неправильном толковании норм материального права, поскольку порядок сохранения прав на досрочное назначение трудовой пенсии регламентируется нормами ст.27-28 вышеназванного Закона. Статья же 30 данного Закона определяет размер трудовой пенсии. Именно в целях определения расчетного размера трудовой пенсии регламентируется в данной норме порядок включения периодов работы, службы в рядах Вооруженных Сил в общий трудовой стаж. Ссылку истца на абз.1 п.3 ст.10 ФЗ от 27 мая 1998 года №76 –ФЗ «О статусе военнослужащих» УПФ считает не относящейся к данному правовому случаю. Истец претендует на включения периода прохождения срочной военной службы в специальный трудовой стаж, в который данный период прохождения военной службы засчитывается при условии, что прохождение военной службы осуществлялось военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, когда указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Доказательств прохождения службы на таких должностях истцом не представлено. Решение законодателя не включать периоды военной службы в специальный трудовой стаж не может расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходивших военную службу, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение досрочной пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые условия исчисления специального стажа. В судебном заседании истец Фильчев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить, ссылаясь на неверное толкование ответчиком норм права. Представитель ответчика Управления ПФР в г. Узловая и Узловском районе Татаринова Н.В. иск не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях. Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы делу, приходит к следующему. Фильчев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является педагогическим работником, что подтверждается трудовой книжкой, копия которой имеется в материалах дела. Решением УПФ РФ (ГУ) в городе Узловая и Узловском районе об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ Фильчеву А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в виду отсутствия права в связи с недостаточным специальным стажем. К зачету в этот стаж не принят период прохождения срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Без учета данного периода специальный стаж Фильчева А.В. составил 24 года 1 день. В соответствии с пп.19 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не мене 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В период службы истца в Советской Армии действовало Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным постановлением утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение). В соответствии с п.1 Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются, в том числе и служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года указанный стаж составляет 16 лет 8 месяцев. Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, часть 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. Принимая во внимание, что на момент обращения истца к ответчику им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии с 2 июля 1984 года по 1 ноября 1985 подлежит включению в специальный стаж, дающий Фильчеву А.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Доводы ответчика о том, что данный период подлежал включению в специальный стаж лишь при условии наличия у истца на момент отмены Положения № 1397 необходимых 2/3 этого стажа(то есть 16 лет 8 месяцев), являются несостоятельными, поскольку на момент прохождения службы законодательство гарантировало истцу включение периода службы в армии в специальный стаж при наличии не менее 2/3 специального стажа. Отмена данного Положения не могла стать основанием ущемления прав Фильчева А.В. в области пенсионного обеспечения, в связи с чем данный стаж подлежит определению на момент обращения за пенсией. С учетом периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ (24 года 1 день) и периода прохождения срочной военной службы (01 год 3 месяца 30 дней) его специальный стаж по педагогической деятельности на момент обращения к ответчику составит более 25 лет. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» заявленные требования истца подлежат удовлетворению. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Фильчева Александра Викторовича к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию удовлетворить. Признать за Фильчевым Александром Викторовичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ему трудовую пенсию с указанной даты. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Фильчева Александра Викторовича <данные изъяты>) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Решение не вступило в законную силу. Судья В.А. Румянцева