Решение от 29.10.2012 г. по иску Грошевой Татьяны Ивановны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-945 по иску Грошевой Татьяны Ивановны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Грошева Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее – ГУ ТО УСЗН Узловского района) о признании права на получение мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что является ветераном труда. Считает, что, как ветеран труда, в силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО) имеет право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. Обратившись в орган социальной защиты населения Узловского района Тульской области с соответствующим заявлением, получила отказ в связи с не достижением пенсионного возраста. Считает данный отказ не соответствующий закону и просит признать за ней право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязав ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей и по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

От представителя ответчика поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых он указывает, что в соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, меры социальной поддержки на основании закона № 493-ЗТО предоставляются при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 55 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления истице мер социальной поддержки не имеется. Вместе с тем, с учетом проживания в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, указанные меры социальной поддержки могут быть реализованы по достижению истцом пенсионного возраста, уменьшенного на определённую величину в зависимости от времени проживания на загрязнённой территории.

От представителя третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области поступил письменный отзыв на исковые требования, в котором он ссылается на несогласие с заявленными требования по тем же основаниям, что и представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» и возражает против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание истец Грошева Т.И. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена должным образом. Причину неявки не сообщила.

Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Узловского района по доверенности Копяткевич А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен должным образом. Письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы делу, приходит следующему.

Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, Грошева Т.И. является ветераном труда (л.д. 8).

В соответствии п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размером по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерация иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной поддержки указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе правового разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО « О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда были отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, истец в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (л.д. 20). Однако, в удовлетворении данного требования истцу было отказано по причине недостижения 55-летнего возраста, дающего право на трудовую пенсию, сниженного с учетом времени проживания в зоне радиоактивного загрязнения, что подтверждается письмом ГУ ТО УСЗН Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в деле (л.д. 9-11).

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужило то, что Грошева Т.И. не достигла пенсионного возраста, при наличии которого Закон Тульской области предусматривает право на получение таких льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО УСЗН Узловского района не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных жителей Тульской области».

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО УСЗН Узловского района о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениям Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях В РФ» и от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении».

В силу статьи 7 указанного Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида мер социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки, органами социальной защиты ей неправомерно отказано в предоставлении названной выше льготы, суд считает, что требования Грошевой Т.И. в назначении ей как ветерану труда ежемесячной денежной выплаты с даты обращения с соответствующим заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района».

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины и по оказанию юридической помощи по составлению искового заявления, подтвержденные соответствующими квитанциями об оплате.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Грошевой Татьяны Ивановны удовлетворить.

Признать за Грошевой Татьяной Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» производить ей соответствующие выплаты с вышеуказанного времени.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Грошевой Татьяны Ивановны <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины и <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оказанию юридической помощи по составлению искового заявления, а всего сумму в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Тимофеева

Решение не вступило в законную силу.