П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 2 июня 2011 года г. Узловая Судья Узловского городского суда Тульской области Пушкин А.В., с участием представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по доверенности Суворовой М.Э., представителя отдела надзорной деятельности (далее – ОНД) по Узловскому району ГУ МЧС России по Тульской области Пронина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по привлечению юридического лица – администрации муниципального образования город Узловая Узловского района (сокращенное название юридического лица –администрация МО город Узловая Узловского района<данные изъяты>, к административной ответственности не привлекавшегося, к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, у с т а н о в и л: ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению начальника ОНД по Узловскому району от ДД.ММ.ГГГГ № ОНД по Узловскому району ГУ МЧС России по Тульской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации МО город Узловая Узловского района (далее – администрация). В ходе проведения указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года №313. Нарушения требований пожарной безопасности выразились в следующем: у естественных водоисточников в городе Узловой Тульской области не оборудованы подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием, размером не менее 12 х 12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время суток (городской пруд, район переулка Горняцкий); у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним в городе Узловой Тульской области не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); не организовано обучение неработающего населения, проживающего в частном секторе в городе Узловой Тульской области, первичным мерам пожарной безопасности; в городе Узловой Тульской области допущено размещение несанкционированных свалок горючих отходов по адресам<адрес> Ответственность за нарушение перечисленных выше требований пожарной безопасности предусмотрена ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представитель администрации по доверенности Суворова М.Э. в судебном заседании подтвердила, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в отношении администрации. Вину в нарушении указанных требований пожарной безопасности признала. Суворова М.Э. отметила, что администрацией прилагаются все усилия для устранения допущенных нарушений. Вместе с тем Суворова М.Э. пояснила, что материал об административном правонарушении составлен с грубыми нарушениями действующего административного законодательства России. В частности, в протоколе об административном правонарушении не указаны адреса мест нарушения требований пожарной безопасности, а также неверно указано наименование юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; внеплановая проверка проведена без согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, что нарушает требования ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 №294-ФЗ; за указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения требований пожарной безопасности контролирующим органом в адрес администрации выдано соответствующее предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению Суворовой М.Э., исключает производство по указанному делу об административном правонарушении до истечения установленного предписанием срока устранения допущенных нарушений. Представитель ОНД по Узловскому району ГУ МЧС России по Тульской области Пронин В.В. в судебном заседании доводы возражений Суворовой М.Э. считал несостоятельными. Пояснил, что административный материал составлен в рамках действующего административного законодательства России, и именно в отношении администрации. При назначении наказания полагался на усмотрение суда. Выслушав мнение представителя администрации по доверенности Суворовой М.Э., представителя ОНД по Узловскому району ГУ МЧС России по Тульской области Пронина В.В., проанализировав и оценив имеющиеся в деле письменные материалы в их совокупности, судья приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в совершении которого виновно юридическое лицо – администрация МО город Узловая Узловского района. В соответствии с ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях – влечет административное наказание, установленное санкцией ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно п.п.9 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании ч.3 ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Как следует из п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пункт 94 ППБ 01-03 гласит, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п.32 ППБ 01-03 на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Часть 4 ст.6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. На основании п.8 ст.63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. Наличие в действиях администрации признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном нарушении требований в области пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации МО город Узловая Узловского района № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> копией акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> копией приложения к акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> копией Правил благоустройства, санитарного состояния, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Узловая Узловского района, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> копией свидетельства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о государственной регистрации юридического лица – администрации МО город Узловая Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> копией выписки из Устава муниципального образования город Узловая Узловского района <данные изъяты> Из материалов дела усматривается, что выездная внеплановая проверка, проведенная в отношении администрации, соответствовала требованиям, установленным п.3 ч.2 ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Распоряжение о проведении внеплановой проверки было постановлено начальником ОНД по Узловскому району ГУ МЧС по Тульской области на основании поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ИШ – П4 – 1111 (копия приобщена к материалам дела). С копией распоряжения в день его подписания был ознакомлен глава администрации Самохвалов М.В. (что подтверждается его подписью с указанием даты и времени ознакомления с распоряжением в акте проверки) и консультант администрации Саттарова Ю.А. (что подтверждается ее подписью с указанием даты и времени ознакомления с распоряжением, имеющимися на копии распоряжения). Внеплановая проверка проводилась в присутствии представителя юридического лица Нейжмаковой Е.Н., действующей по доверенности <данные изъяты>. С актом проверки глава администрации Самохвалов М.В. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, копию акта проверки получил в этот же день, что подтверждается его подписью с указанием даты, имеющимся в акте. Результаты проверки администрацией не оспаривались. В результате проверки сотрудниками ОНД по Узловскому району ГУ МЧС по Тульской области были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством Российской Федерации. В частности, контролирующим органом установлено, что администрацией МО город Узловая Узловского района нарушены требования п.п.32, 90, 94 ППБ 01-03, п.8 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года №123-ФЗ В судебном заседании перечисленные выше факты нарушений требований пожарной безопасности, допущенные администрацией, не отрицала и представитель юридического лица по доверенности Суворова М.Э. Данные нарушения были отражены в акте проверки и в протоколе об административном нарушении требований в области пожарной безопасности. Протокол об административном правонарушении и другие перечисленные выше материалы составлены уполномоченными лицами, в соответствии с требованиями действующего законодательства России, нарушений, влекущих их недопустимость, не имеют и не противоречат друг другу. У судьи нет оснований считать, что сотрудники ОНД по Узловскому району действовали необъективно, в нарушение закона, либо умышленно оговорили администрацию в том, что она нарушила требования правил пожарной безопасности. Представитель администрации по доверенности Суворова М.Э. в судебном заседании показала, что не может представить судье какие-либо документы, подтверждающие или свидетельствующие о надлежащем выполнении администрацией указанных выше требований пожарной безопасности. Заявление представителя администрации по доверенности Суворовой М.Э. о составлении административного материала с грубыми нарушениями действующего административного законодательства судья считает несостоятельными по следующим основаниям. Согласно ч.5 ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в п.п.«а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 этого закона, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что проверка администрации проводилась по поручению Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, то есть на основании п.3 ч.2 ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не требующего согласования с органами прокуратуры. Каких либо других нарушений закона при проведении внеплановой проверки не установлено. В силу данного обстоятельства мнение Суворовой М.Э. о противозаконности проведенной в отношении администрации проверки является несостоятельным. Действующее административное законодательство в ч.2 ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляет правила составления протокола об административном правонарушении. В частности, в протоколе указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место совершения административного нарушения. Доводы представителя администрации по доверенности Суворовой М.Э. об отсутствии в протоколе сведений о месте совершения правонарушения судья также находит несостоятельными. Непринятие мер пожарной безопасности, возложенных на орган местного самоуправления, свидетельствует о совершении правонарушения в форме бездействия. В этой связи местом совершения правонарушения (помимо мест, прямо указанных в протоколе об административном правонарушении, например, расположение городского пруда, несанкционированных свалок горючих отходов) является место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. Таким местом в данном случае является юридический адрес администрации, который указан в протоколе об административном правонарушении. Ссылка Суворовой М.Э. на недопустимость сокращений при указании наименования юридического лица в протоколе об административном правонарушении судья признает несущественным недостатком протокола, поскольку он был восполнен при рассмотрении дела пояснениями участников судебного заседания. В силу ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наличие предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, дублирующих нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Право выдачи предписания юридическому лицу об устранении выявленных нарушений закреплено ст.17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Руководствуясь данной статьей закона, ОНД по Узловскому району ГУ МЧС России по Тульской области выдал соответствующее предписание администрации, что не исключает возбуждение дела об административном правонарушении за допущенные администрацией нарушения требований пожарной безопасности. Оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья считает установленным, что администрация нарушила указанные требования пожарной безопасности, и квалифицирует ее деяние по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, судья не находит оснований для привлечения администрации к ответственности за бездействие, связанное с тем, что на территории частного сектора в городе Узловой не организовано добровольное пожарное формирование, которое, в свою очередь, не обеспечено противопожарным снаряжением и инвентарем, а также, что на территории частного сектора в городе Узловой не предусмотрены средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, ввиду отсутствия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, ОНД по Узловскому району ГУ МЧС по Тульской области ссылаясь на п.116 ППБ 01-03, а также на Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вменяют в вину администрации то, что в городе Узловой Тульской области на территории частного сектора не организовано добровольное пожарное формирование, которое, в свою очередь, не обеспечено противопожарным снаряжением и инвентарем (ранцевыми огнетушителями). Анализ действующего законодательства, положенный в основу обвинения администрации в совершении инкриминируемого административного правонарушения, свидетельствует, что ни п.116 ППБ 01-03, ни Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не обязывают орган местного самоуправления организовывать добровольные пожарные формирования, причем, в частном секторе городского поселения, и обеспечивать эти формирования противопожарным снаряжением и инвентарем. В п.116 ППБ 01-03 регламентируются вопросы деятельности местного населения и уже организованных добровольных пожарных формирований в специально оговоренных условиях в летний период времени. Пункт 9 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» гласит о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, а ч.2 ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» – о создании условий для организации добровольной пожарной охраны. Кроме того, ОНД по Узловскому району ГУ МЧС по Тульской области основываясь на положениях п.114 ППБ 01-03 и Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вменяют в вину администрации то, что на территории частного сектора в городе Узловой Тульской области не предусмотрены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Положения п.114 ППБ 01-03 регламентируют вопросы установки средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков. Установка звуковой сигнализации в частном секторе городского поселения п.114 ППБ 01-03 не предусмотрена. В соответствии с п.7 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Следовательно, указанный Федеральный закон также не предусматривает обязательную установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара в частном секторе городского поселения. При назначении юридическому лицу административного наказания, судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также действия администрации, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья не усматривает. Рассматривая вопрос о виде административного наказания, судья считает справедливым назначить наказание в виде административного штрафа. Назначение наказания в виде административного приостановления деятельности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования город Узловая Узловского района, вызванному временным прекращением деятельности администрации данного муниципального образования. Кроме этого, административное приостановление деятельности вызовет у администрации трудности по устранению допущенных нарушений требований пожарной безопасности. Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст.4.1, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п о с т а н о в и л : признать юридическое лицо – администрацию муниципального образования город Узловая Узловского района виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей. Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по ТО (Главное управление МЧС России по Тульской области) р/с № 40101810700000010107 в ГРКЦ ГУ Банка России по ТО г. Тула БИК 047003001 ИНН 71006036211 КПП 710601001 ОКАТО 70428550000 КБК 17711627000010000140. Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Узловский городской суд Тульской области. Судья Пушкин А.В. Постановление вступило в законную силу 15.06.2011 года