Решение от 24.01.2012 г. по жалобе Белоусова Э.В. на постановление мирового судьи судебного участка о привлечении Белоусова Э.В. к административной ответственности по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ



Дело Мировой судья судебного участка

Остроухова О.Ю.

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ город Узловая

Судья Узловского городского суда тульской области Казгалеева М.И.,

с участием Белоусова Э.В.,

представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по городу Москва, Московской и Тульской областям по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Белоусова Э.В. на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

постановлением мирового судьи судебного участка Узловского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Белоусов Э.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей.

Согласно вышеуказанному постановлению административное правонарушение выразилось в том, что Белоусов Э.В., являющийся <данные изъяты>, не выполнил в установленный срок законное предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - ДД.ММ.ГГГГ не выполнил в установленный срок законное предписание , выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по г.Москве, Московской и Тульской областям, об устранении нарушений земельного законодательства РФ, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ не принял мер по приведению земельного участка <данные изъяты>, расположенного <адрес> <адрес>, в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования.

Не согласившись с вынесенным в отношении него постановлением, Белоусов Э.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся в отношении него постановление, как незаконное и не соответствующее требования частей 1 и 2 ст.2.1 КоАП. В обоснование жалобы указывает, что административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, ввиду указания в резолютивной части ненадлежащего по отношению к судебному участку вышестоящего суда.

В судебном заседании Белоусов Э.В. доводы жалобы поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора) по доверенности ФИО4 постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ считала законным и обоснованным, жалобу Белоусова Э.В. – не подлежащей удовлетворению. Указывала, что Белоусов Э.В. допустил захламление земельного участка, что установлено проверкой Управления Россельхознадзора. По её результатам ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений. Внеплановой проверкой ДД.ММ.ГГГГ установлено неисполнение в установленный срок предписания, о чем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Все действия по выявлению правонарушению проведены в соответствии с требованиями законодательства. Тот факт, что предписание обжаловано Белоусовым Э.В. в Арбитражный суд Тульской области, не свидетельствует о незаконности предписания на момент вынесения постановления мировым судьей.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Белоусова Э.В. и представителя административного органа ФИО4, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ст.1.5 КоАП РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии со статьей 17 названного закона. К ним, в том числе, относятся:

выдача юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписаний в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений.

Порядок осуществления государственного земельного контроля урегулирован также Положением "О государственном земельном контроле", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 (в ред. Постановлений Правительства от 22.06.2007 N 394, от 21.04.2010 N 268, 11.04.2011).

Правомочность должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов осуществлять государственный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений, право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий, закреплены пунктами 1, 3, 5, 6, 8, 9 и 11 Положения.

Проведение проверки для осуществления госземконтроля и оформление её результатов установлено также Административным регламентом Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ года .

Согласно п.п. 3 п. 3.1.3 Регламента, должностное лицо, указанное в приказе (распоряжении) о проведении проверки, имеет право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований земельного законодательства и их последствий.

В случае неустранения нарушения земельного законодательства в установленный срок одновременно с актом составляется протокол об административном правонарушении за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Исходя из содержания приведенной нормы, судья при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должен выяснить законность вынесенного предписания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Белоусов Э.В. является <данные изъяты>, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и выдано Свидетельство.

Распоряжением Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> Белоусова Э.В. назначено проведение плановой проверки в срок с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что <данные изъяты> Белоусов Э.В. в соответствии с Государственным актом владеет на праве собственности, а также на праве пожизненно наследуемого владения земельным участком общей <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства и товарного сельхозпроизводства, расположенным <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки осуществлен осмотр территории, о чем составлен акт. В ходе осмотра установлено, что в северной части земельного участка размещены хозяйственные постройки, сельскохозяйственная техника и сельскохозяйственный инвентарь; участок захламлен строительным мусором (песок, кирпич, щебень, древесный пиломатериал) бытовыми и производственными отходами (автопокрышки, колесные диски, газовые баллоны). <данные изъяты> Белоусов Э.В. не проводит мероприятия по защите земельного участка от захламления.

Должностным лицом Управления Россельхознадзора ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание, которым Белоусов Э.В. обязан в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести захламленный участок в пригодное состояние для сельскохозяйственного использования, принять меры по использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>, расположенном <адрес> для сельскохозяйственного производства. О выполнении настоящего предписания Белоусов Э.В. обязан сообщить Управлению.

Белоусов Э.В. в судебном заседании получение указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи не отрицал.

В соответствии с распоряжением Управления Россельхознадзора по г.Москва Московской и Тульской областям от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> Белоусова Э.В. проведена внеплановая выездная проверка.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт невыполнения <данные изъяты> Белоусовым Э.В. в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего надзор (контроль) об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ по факту невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела Россельхознадзора в отношении Белоусова Э.В. был составлен протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Однако, вынесенное должностным лицом Управления Россельхознадзора ДД.ММ.ГГГГ предписание об устранении нарушений земельного законодательства, а, следовательно, и протокол об административном правонарушении в отношении Белоусова Э.В. от ДД.ММ.ГГГГ, признать обоснованными нельзя.

Согласно статье 28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

Статьей 42 земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способом, не должны допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе, приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Аналогичные положения содержатся и в ст.8 Федерального закона от 16.07.1998г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой собственники, владельцы, пользователи, в том числе, арендаторы земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозийных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что на основании решения исполкома Узловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления главы администрации г.Узловая и Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ, Белоусову Э.В. для ведения крестьянского хозяйства и товарного сельхозпроизводства был предоставлен земельный участок <данные изъяты>, что подтверждается также Государственным актом на землю .

Согласно Экспликации земель, предоставленных Белоусову Э.В., спорный земельный участок является сельскохозяйственными угодьями.

Из предписания от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <данные изъяты> Белоусов Э.В. допустил захламление части <данные изъяты> земельного участка, категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, расположенной <адрес>; участок захламлен строительным мусором (песок, кирпич, щебень, древесный пиломатериал), бытовыми и производственными отходами (автопокрышки, колесные диски, газовые баллоны). На участке расположены: сельскохозяйственная техника, сельскохозяйственный инвентарь, хозяйственные постройки.

В соответствии с п. 1. ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования п.2 ст.7 Земельного кодекса).

Согласно п.2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что принадлежащий Белоусову Э.В. земельный участок относится к категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование спорного земельного участка – «для ведения крестьянского хозяйства и товарного сельхозпроизводства».

Согласно решению исполкома Узловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, на предоставленном Белоусову Э.В. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельном участке разрешено строительство жилого дома и производственных помещений.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В свою очередь, согласно п.1 ст. 78 Земельного кодекса, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии с п.1 ст. 1, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Согласно п.2 ст.1 Закона, фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Согласно ст. 257 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Исходя из анализа приведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, на земельном участке, предоставленном Белоусову Э.В. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, может располагаться сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства и хозяйственные постройки. Иное привело бы к невозможности использования Белоусовым Э.В. предоставленного ему земельного участка по его целевому назначению. То есть, находящийся в собственности <данные изъяты> Белоусова Э.В. земельный участок используется им в соответствии с его разрешенным использованием.

Сведений об отнесении данного земельного участка к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, включенным в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, административным органом (Управление Россельхознадора) не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для ведения крестьянского хозяйства и товарного сельхозпроизводства», может использоваться, в том числе, для размещения на нем сельскохозяйственной техники и хозяйственных построек - объектов, необходимых для обеспечения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, у должностного лица Управления Россельхознадзора не имелось законных оснований вынесения в отношении Белоусова Э.В. предписания об устранении нарушений земельного законодательства, а, следовательно, отсутствовали законные основания для возбуждения в отношении Белоусова Э.В. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 45 Узловского района ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по данному делу - прекращению по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Белоусова Э.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

жалобу Белоусова Э.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка Узловского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Белоусова Э.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Председательствующий М.И. Казгалеева