по иску Муха И.И. к администрации г.Уяра об обязании предоставить жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уяр 10 августа 2010 года

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лисейкина А.В.,

при секретаре Лидер К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муха Ивана Ивановича к администрации ... об обязании предоставления жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Муха И.И. обратился в суд с заявлением об обязании предоставления жилого помещения, указав, что с 1993 года был призван для прохождения военной службы в ... в зону чрезвычайного положения и вооруженного конфликта в состав Пограничных войск, в звании офицера. Перед уходом на военную службу не имел своего жилья. В период прохождения военной службы ему было выдано жилое помещение в закрытом городке Таджикистана, дд.мм.гг года он уволился из Вооруженных сил по окончанию контракта, сдав жилое помещение государству. дд.мм.гг года обратился в администрацию ... с заявлением о постановке на учет на получение жилья, до этого времени ему отказывали в администрации ... в постановке на учет для получения жилья. О том, что он не поставлен на первоочередное получение жилья ему стало известно дд.мм.гг года. Согласно действующего жилищного законодательства на дд.мм.гг года он должен был получить жилое помещения для проживания в течение трех месяцев после увольнения со службы. В настоящее время зарегистрирован и проживает на даче, которая принадлежит его матери. Данное жилое помещение не предназначено для проживания в зимний период, поскольку находится в ветхом состоянии. Просит суд обязать администрацию ... предоставить благоустроенное жилое помещение в центре ... с незначительным износом на условиях договора социального найма. Обязать администрацию ... внести изменения в Постановление администрации ... №*** от дд.мм.гг года, изменив формулировку «военнослужащий, ставший инвалидом вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы» на «внести в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приравненных к ним участников боевых действий».

После неоднократного уточнения исковых требований в окончательном виде они были предъявлены только к администрации ..., Муха И.И. просит суд обязать администрацию ... предоставить благоустроенное жилое помещение в центре ... с незначительным износом на условиях договора социального найма. Обязать администрацию ... внести изменения в Постановление администрации ... №*** от дд.мм.гг года, изменив формулировку «военнослужащий, ставший инвалидом вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы» на «внести в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приравненных к участником боевых действий», взыскать с ответчика судебные расходы в сумме *** рублей.

В судебном заседании Муха И.И. и его представитель Самохвалова Т.И. поддержали заявленные исковые требования по указанным основаниям, считают, что права Муха И.И. были нарушены именно администрацией ..., поскольку, именно постановлением администрации Муха И.И. изначально был не правильно поставлен на учет, как лицо, страдающее хроническим заболеванием, а не как военнослужащий, являющийся участником боевых действий, и только после того, как он обратился с иском в суд постановлением администрации была изменена формулировка постановки не учет. Дополнили исковые требования, в части обязания администрации ... предоставить благоустроенное жилое помещение в центре ... с незначительным износом на условиях договора социального найма в течение 6 месяцев со дня вступления решения Уярского районного суда в законную силу. Пояснили, что Муха И.И. 10 лет живет без собственного жилья, которое ему полагается по закону, в доме, не приспособленном для жилья в зимнее время, в администрации города состоит в общей очереди, тогда, как жилье должен получить вне очереди. В результате длительного хождения по инстанциям испытывает постоянные унижения, ухудшается состояние его здоровья, полагает, что действиями администрации ему причинен моральный вред, в счет компенсации морального вреда просит взыскать с администрации ... *** рублей и судебные расходы в сумме *** рублей.

Представитель администрации ... Анья О.В., действующая на основании доверенности возражает против удовлетворения требований Муха И., так как данные требования не основаны на законе, пояснив, что из муниципального жилищного фонда по действующему законодательству обеспечиваются только малоимущие граждане, признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Действительно, первоначально Муха И.И. был поставлен на учет «как лицо, страдающее хроническим заболеванием», Постановлением №*** текст постановления от 11.03.2004 года изменен на «военнослужащий, ставший инвалидом вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы». Обеспечение жильем граждан, к категории которых относится Муха И.И., вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В жилищном законодательстве не предусматриваются преимущества какой-либо из категорий первоочередников, все они имеют одинаковое право на первоочередное получение жилья. Кроме того, администрация города не имеет свободных жилых помещений и средств на их приобретение и строительство, использование средств местного бюджета для решения вопроса о внеочередном предоставлении жилья для Муха И.И. противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетному кодексу РФ и Уставу ..., поскольку обеспечение Муха И.И. жильем должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении требований Муха И.И. следует отказать, по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

На основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса.

В соответствие со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР Муха И.И. состоял на учете на первоочередное получение жилья.

Жилищный кодекс РФ, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, не предусматривает первоочередного порядка предоставления жилых помещений. Таким образом, с даты введения в действие ЖК РФ не могут быть реализованы соответствующие льготные права как для вновь включенных в списки нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, так и для лиц, ранее включенных в льготную очередь по основаниям, установленным законодательством. Для лиц, которые ранее введения в действие ЖК РФ были включены в льготные очереди (на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений), не сохраняется прежний порядок, так как прекращается действие ст. 36 ("Первоочередное предоставление жилых помещений") и ст. 37 ("Внеочередное предоставление жилых помещений") ЖК РСФСР. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ЖК РФ случаев внеочередного предоставления.

Внеочередное право на обеспечение жилой площадью предоставляется гражданам по основаниям, предусмотренным ст. 57 ЖК РФ, перечень которых является исчерпывающим.

Согласно Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (далее - Вводный закон) все граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете (ст. 6).

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (принят ГД ФС РФ 16.12.1994 года) инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

На основании ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет.

В судебном заседании установлено, что Муха И.И. состоит на учете в льготной очереди с 11 марта 2004 года, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, что подтверждается копией учетного дела л.д.8/

Постановлением администрации ... № *** от 11.03.2004 года Муха И.И., был внесен в списки нуждающихся в улучшении жилья - льготной очереди «Лиц страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний» л.д.36 /,

Муха И.И. поставлен на очередь в администрации ... на первоочередное получение жилья 11.03.2004 года, включен в федеральный регистр льготников, имеющих право на предоставление жилья и вставших на учет до 01.01.2005 года на основании ст.3 Закона Красноярского края от 06.07.2006 года №*** «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Жилые помещения будут приобретаться за счет средств федерального бюджета в порядке очередности в регистре и по мере поступления средств из федерального бюджета л.д.96-97,98/,

Постановлением администрации ... № *** от 25.05.2010 года заменен текст пункта 1 Постановления администрации ... №*** от 11.03.2004 года «лиц страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний» на текст «военнослужащий, ставший инвалидом вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы» л.д. 180/,

Муха И.И. является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы и на основании удостоверения, выданного 09.03.2005 года имеет право на льготы в соответствие со ст.14 действующего законодательства для инвалидов Отечественной войны л.д.29 /,

Муха И.И. на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 года и Постановления Правительства Красноярского края от 16.12.2008 года № *** «О долгосрочной целевой программе «Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на 2009-20010 годы» имеет право на первоочередное обеспечение жильем. В течение 2010 года Муха И.И. будут предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем л.д.58/.

Доводы Мухи и его представителя о том, что в случае изначальной правильной постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения администрацией ..., как участника боевых действий, он был бы обеспечен жильем, не основаны на законе и несостоятельны, опровергаются представленными доказательствами. Права Муха И.И. при первоначальной постановке на учет нарушены не были, поскольку он изначально состоял в льготной очереди на первоочередное получение жилья и продолжает состоять в льготной очереди на первоочередное получение жилья на период рассмотрения дела в суде. Муха И.И. был поставлен на учет в администрации ... 11.03.2004 года как «лицо страдающее тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний», данная категория лиц также имела право на первоочередное получение жилья. Норма Федерального закона «О статусе военнослужащих», на которую ссылается Муха И.И. в части предоставления жилья военнослужащим, уволенным с военной службы, в трехмесячный срок, признана не соответствующей Конституции РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П. Согласно Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" все граждане, принятые на учет до 1 января 2005 года в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на этом учете (ч. 2 ст. 6), Муха И.И. состоит на учете на первоочередное получения жилья (очередь №***), следовательно администрацией ... его право на получение жилья администрацией ... не нарушено.

На дату принятия решения Постановление администрации ... № *** от 11.03.2004 года уже изменено, оснований для изменения Постановления администрации ... № *** от 25.05.2010 года не имеется, поскольку Муха И.И. является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы и на основании удостоверения, выданного 09.03.2005 года имеет право на льготы в соответствие со ст.14 действующего законодательства для инвалидов Отечественной войны. Суд считает, что изменение п.1 постановления администрации на «военнослужащего, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и приравненного к участникам боевых действий» не имеет юридической значимости и правовых последствий.

Оценивая представленные доказательства, суд принимает во внимание, что Муха И.И. состоит на учете с 11.03.2004 года в администрации ... в льготной очереди, включен в федеральный регистр льготников, имеющих право на предоставление жилья и вставших на учет до 01.01.2005 года, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ, финансируется за счет средств федерального бюджета. Муха И.И., принят на учет до 1 марта 2005 года и сохраняет право состоять на данном учете до получения им жилого помещения по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, учитывая, что из муниципального жилищного фонда обеспечиваются только малоимущие граждане, предоставление жилья Муха И.И. должны осуществлять органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за счет средств федерального финансирования, суд считает, что в удовлетворении всех требований Муха И.И. к администрации ... следует отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Муха Ивана Ивановича к администрации ... об обязании предоставления жилого помещения, обязании внесения изменений в постановление администрации ... №*** от 25.05.2010 года, взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда, отказать.

На решение Уярского районного суда сторонами, участвующими в деле может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 августа 2010 года.

Председательствующий А.В. Лисейкин