Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Уяр 29 июня 2011 года Уярский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кубушко О.В., при секретаре Савинкиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-№ ГУ ФСИН России по <адрес> о разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, - У С Т А Н О В И Л: Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ФКУ ИК-№ ГУ ФСИН России по <адрес> о разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставлении указанного проекта на утверждение в Управление Росприроднадзора по <адрес>, указав в заявлении, что в ходе проведения проверки, установлено, что ФБУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> при осуществлении деятельности с 1999 года по настоящее время не соблюдает требования ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления». Просит обязать ФКУ ИК -16 ГУФСИН России по <адрес> разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по <адрес>. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Белобородов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика ФКУ ИК-№ ГУ ФСИН России по <адрес> Тучин В.Ю., действующий на основании доверенности не возражал против удовлетворения требований, пояснил, что в настоящее время проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение направлен в Управление Росприроднадзора по <адрес>. Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО1 в судебное заседание не явилась. Из представленного заявления просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные требования прокурора поддерживает. Выслушав представителя истца – помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика – Тучина В.Ю., исследовав материалы дела, суд считает требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены следующие требования: индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии с ч. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке; Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами; При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее -Порядок) Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Как установлено судом, в ходе проведения проверки Красноярской природоохранной прокуратурой деятельности ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> было установлено, что ФБУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> с 1999 года по настоящее время не соблюдает требования ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления». Из справки по итогам участия в проверке соблюдения требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что составе ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> имеются объекты за пределами территории Учреждения: штаб, помещение охраны, электроцех с дизельной, гараж со стояночными боксами, котельная гаража (2 котла КВ-0,46), склады, автозаправочная станция (5 емкостей объемом по 10 куб.м., 1 емкость объемом 25 куб.м., две заправочные колонки), погрузочно-разгрузочная площадка, карьер суглинков расположенный в 5 км от <адрес>, две водозаборных скважины с деревянными павильонами. На территории промышленной зоны ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> расположены следующие производственные объекты: цех лесопиления, сблокированные котельная №(4 котла КВ-0,46, 1 котел КВ-1,7) и котельная № ( 2 паровых котла Е 1/9, 1 котел КВ-0,54) - теплоснабжение жилой зоны, пароснабжение производства, котельная № (1 котел КВ-0,46), РММ, склад сырья (глины), подсобное хозяйство - свинарник (содержание около 270 свиней), кузница с кузнечным горном (на момент проверки не функционирует), печь обжига извести, участок производства кирпича (фактический объем производства кирпича - около 6 млн. шт. в год), цех «Улики», цех кабельных барабанов, цех сувенирных изделий, участок изготовлению древесного угля, авторемонтная мастерская (бокс сварки, бокс покраски, слесарный бокс), банно-прачечный комбинат с котельной (2 котла КВ-0,46). В процессе деятельности ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> образуются следующие виды отходов производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки и брак, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом, масла индустриальные отработанные, масла автомобильные отработанные, обтирочный материал загрязненный маслами (содержание масел 15% и менее), шины пневматические отработанные, автомобильные воздушные фильтры отработанные, неразобранные, автомобильные топливные фильтры отработанные, неразобранные, автомобильные масляные фильтры отработанные, неразобранные, смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, и другие. Имеются паспорта на 12 видов опасных отходов, согласованные Управлением Росприроднадзора заключением от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время деятельность ФКУ «Исправительная колония № ГУФСИН России по <адрес>» по обращению с отходами производства и потребления осуществляется без наличия нормативно-разрешительной документации в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимитов на размещение отходов. Суд принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством на ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства. Однако, несмотря на предусмотренную законом обязанность ФБУ ИК-№ ГУФСИН России по <адрес> нарушены требования указанного законодательства, что создает реальную угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц). При таких обстоятельствах, суд полагает требования Красноярского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора - удовлетворить. Возложить на ФБУ ИК-16 ГУФСИН России по <адрес> обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставить указанный проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение 10 дней. Судья: О.В. Кубушко