о признании действий по эксплуатации объектов без утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уяр 29 июня 2011 года

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кубушко О.В.,

при секретаре Савинкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК- ГУ ФСИН России по <адрес> о признании действий по эксплуатации объектов без утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) незаконными, обязании разработать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, -

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ФКУ ИК- ГУ ФСИН России по <адрес> о признании действий по эксплуатации объектов без утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ незаконными, обязании разработать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки были выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха. Просит признать действия ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> по эксплуатации объектов без утвержденного проекта нормативов незаконными, обязать разработать и утвердить проект нормативов, оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Белобородов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ ИК- ГУ ФСИН России по <адрес> Тучин В.Ю., действующий на основании доверенности не возражал против удовлетворения требований, пояснив, что в настоящее время ФКУ ИК- ГУ ФСИН России по <адрес> занимается разработкой проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО1 в судебное заседание не явилась. Из представленного заявления просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные требования прокурора поддерживает.

Выслушав представителя истца – помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика – Тучина В.Ю., исследовав материалы дела, суд считает требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ..эксплуатация. .. зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как установлено судом, при проведении проверки Красноярской природоохранной прокуратурой с участием специалистов Управления Росприроднадзора по <адрес> деятельности ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> были выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха.

Из акта о результатах проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> имеет объекты за пределами территории Учреждения, а именно: штаб, помещение охраны, электроцех с дизельной, гараж со стояночными боксами, котельная гаража (2 котла КВ-0,46), склады, автозаправочная станция (5 емкостей объемом по 10 куб.м., 1 емкость объемом 25 куб.м., две заправочные колонки), погрузочно-разгрузочная площадка, карьер суглинков расположенный в 5 км от <адрес>, две водозаборных скважины с деревянными павильонами.

На территории промышленной зоны ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> расположены: цех лесопиления, сблокированные котельная (4 котла КВ-0,46, 1 котел КВ-1,7) и котельная ( 2 паровых котла Е 1/9, 1 котел КВ-0,54) - теплоснабжение жилой зоны, пароснабжение производства, котельная (1 котел КВ-0,46), РММ, склад сырья (глины), подсобное хозяйство - свинарник (содержание около 270 свиней), кузница с кузнечным горном (на момент проверки не функционирует), печь обжига извести, участок производства кирпича (фактический объем производства кирпича - около 6 млн. шт. в год), цех «Улики», цех кабельных барабанов, цех сувенирных изделий, участок изготовлению древесного угля, авторемонтная мастерская (бокс сварки, бокс покраски, слесарный бокс), банно-прачечный комбинат с котельной (2 котла КВ-0,46).

В том числе, вышеуказанный объект ФКУ имеет стационарные и передвижные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарными источниками (организованными и неорганизованными) являются котельные, работающие на твердом топливе (Ирша - Бородинский уголь и древесные отходы), оборудование лесопиления и деревообработки, печь обжига извести, участок по изготовлению древесного угля, АЗС, автотранспорт, выбросы при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. Установки очистки газа отсутствуют.

При работе лесопильного и деревообрабатывающего оборудования в атмосферный воздух выбрасывается пыль древесная, при сжигании твердого топлива, используемого в котельных и при производстве кирпича выбрасываются пыль, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, что подтверждается результатами инструментальных замеров выбросов ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> (протокол анализа с-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ и протокол анализа с-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ).

Характерными для таких источников как АЗС, автотранспорт, выбросы при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта является содержание таких загрязняющих веществ как: железа оксид, марганец и его соединения, смесь углеводородов предельных С1-С5, смесь углеводородов предельных С6-С10, пентилены, толуол, бензол и другие.

Кроме того, ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> свою деятельность осуществляет в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством на ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> возложена обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха.

Однако, несмотря на предусмотренную законом обязанность ФБУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> нарушены требования указанного законодательства, что создает реальную угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

При таких обстоятельствах, суд полагает требования Красноярского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора - удовлетворить.

Признать действия ФКУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> по эксплуатации объектов без утвержденного проекта нормативов предельно - допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ – незаконными.

Возложить на ФБУ ИК- ГУФСИН России по <адрес> обязанность разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение 10 дней.

Судья: О.В. Кубушко