о признании незаконным бездействия



Дело

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Уяр Красноярского края

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пятовой Д.В.,

при секретаре Полионной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иланского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Иланский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога о признании незаконным бездействия. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов установлено, что вопреки требованиям ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст. Уяр не оборудован специальным приспособлением (пандусом) для передвижения маломобильных групп населения, инвалидов, использующих кресла-коляски. В целях соблюдения требований законодательства в интересах неопределенного круга лиц прокурор просит признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги в части неисполнения требований ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» незаконным, обязать ответчика создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры: оборудовать пандусами пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст.Уяр в срок ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Уярского района Красноярского края Ковалева Е.П., действующая на основании поручения прокурора Иланской транспортной прокуратуры, поддержала заявленные требования в полном объёме, по вышеуказанным основаниям, дополнив, что оборудование пешеходных мостов пандусами возможно при проведении ежегодного текущего ремонта.

Представитель ответчика - ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, согласно представленному заявлению просили дело рассмотреть в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны. Возражая против иска, представитель ответчика Алымова А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном возражении указала, что ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" введена в действие с 1 января 1999 года. Постановлением Правительства РФ от 17.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» Министерству транспорта РФ, Министерству путей сообщения РФ, Министерству связи РФ совместно с Министерством строительства РФ и по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ поручено утвердить в установленном порядке в 1997 году нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и общественного пассажирского транспорта. Однако, такие нормативные акты утверждены не были. Таким образом, требования ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» являются неисполнимыми в отношении объектов общественного пассажирского транспорта. Согласно ст. 42 Закона РФ №384-Ф3 от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессами проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до введения в силу таких требований. Капитальный ремонт, реконструкция пешеходного моста на станции Уяр не проводилась. Следовательно, ст. 15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов РФ» не распространяет свое действие на построенные ранее ее введения строения и сооружения. Просит суд в удовлетворении требований Иланского транспортного прокурора отказать.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ устанавливается, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользование средствами транспорта, связи, информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В пункте 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73 определено, что проектные решения общественных мест и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения.

Кроме того, требования, обеспечивающие доступность зданий для маломобильных групп населения содержатся в Строительных нормах и правилах «Доступность зданий и сооружений» СНиП 35-01-2001, утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года № 73. Пункты 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусматривают, что в зданиях должны быть как минимум один выход, приспособленный для маломобильных групп населения; наружные пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Как установлено судом, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Иланской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов в Уярской дистанции пути – структурном подразделении Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в ходе которой установлено, что пешеходные переходы через железнодорожные пути вокзала ст.Уяр не оборудованы специальным приспособлением (пандусом) для передвижения маломобильных групп населения, что делает невозможным пользование железнодорожным транспортом.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за ОАО «РЖД» на основании сводного передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на комплекс Уярской дистанции пути по адресу: Россия, <адрес> 4163 км. - 4194 км., <адрес> 4195 км. - 4254 км., <адрес> 4255 км. - 4283 км., Транссибирской магистрали; <адрес> 1-17 км., <адрес> 26-32 км, <адрес> 18-25 км. направления Уяр - Саянская.

Как указано в карточке пешеходный мост расположен на участке Красноярск –Тайшет на 4229 км ст.Уяр.

По сообщению начальника Уярской дистанции пути ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт пешеходного перехода на ст.Уяр не производился, на 2012 год запланировано строительство нового пешеходного моста.

Суд принимает во внимание, что в вышеприведенные правовые нормы возлагают на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обязанность по созданию для инвалидов условий для их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, при этом оборудование (строительство) вокзала специальными приспособлениями для маломобильных групп населения должно соответствовать СНиП и СП.

Приведенный в возражениях ответчика довод о неисполнимости требований ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» основан на неправильном толковании указанной нормы Закона. В частности, данным законом предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

С доводами ответчика о том, что пассажирские здания железнодорожных станций, введенные в эксплуатацию до вступления в силу закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не подпадают под его действие, что ответчик будет обязан оборудовать здания станций пандусами и поручнями в соответствии с действующими строительными нормами и правилами только при проведении реконструкции или капитального ремонта зданий вокзалов, которая в настоящее время не проводится, суд не может согласиться в силу следующего. Указанный технический регламент устанавливает общие технические требования к обустройству зданий специальными приспособлениями и оборудованием для маломобильных групп населения, действующее законодательство не связывает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения с процессами реконструкции или капитального ремонта зданий. Довод о том, что на 2012 год ответчиком разработан проект строительства нового пешеходного моста материалами дела не подтверждается, доказательств невозможности оборудовать в настоящее время пешеходный переход пандусами, ответчиком суду не представлено.

Таким образом, несмотря на предусмотренную законом обязанность ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога не обеспечена доступность инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, тем самым нарушены права маломобильных групп населения на качественное обслуживание на железнодорожных вокзалах.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования Иланского транспортного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Учитывая масштабность необходимых работ, финансовые затраты на их проведение, суд полагает возможным предоставить ответчику срок для выполнения возложенной судом обязанности- в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Иланского транспортного прокурора, заявленное в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги в части неисполнения требований статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» незаконным.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Красноярской железной дороги оборудовать пандусами пешеходный переход через железнодорожные пути вокзала ст.Уяр в соответствии с требованиями строительных норм и правил в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение 10 дней.

Председательствующий: Д.В. Пятова