о признании незаконным и отмене представления прокуратуры



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Уяр Красноярского края

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пятовой Д.В.,

при секретаре Матвиенко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества «МРСК Сибири» о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Уярского района Красноярского края,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «МРСК Сибири» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Уярского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что прокуратурой внесено представление по факту отключения в феврале 2011 года Уярским РЭС ЮВЭС «Красноярскэнерго» электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; полагают, что указанное представление внесено ненадлежащему лицу- директору ОАО МРСК «Красноярскэнерго» ПО ЮВЭС ФИО1, однако непосредственным руководителем начальника Уярского РЭС ЮВЭС является директор филиала ОАО «МРСК Сибири». Кроме того, представление считают незаконным, поскольку со стороны сотрудников РЭС и ОАО «МРСК Сибири» при отключении энергоснабжения не допущено нарушений процедуры, для отключения энергии имелись законные основания, нормы ФЗ «О защите конкуренции» не нарушены.

В судебном заседании представитель заявителя ОАО «МРСК «Сибири» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержала заявленные требования, дополнила, что начальник производственного отделения юго-восточные электрические сети ПО ЮВЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» фактически является техническим директором, в связи с чем не имеет статус должностного лица, наделенного компетенцией контроля за действиями начальника РЭС. Также полагают, что в действиях ФИО3, проживающей по адресу: <адрес> имело место бездоговорное потребление электрической энергии посредством самовольного подключения к электрической сети, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, определена задолженность, возникшая в связи с бездоговорным потреблением электроэнергии, внесено предупреждение о прекращении подачи электроэнергии с центов питании, без дополнительного уведомления. Отключение произведено в связи с отсутствием оплаты со стороны ФИО3 задолженности за бездоговорное потребление электроэнергии в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Уярским РЭС по требованию ОАО «МРСК Сибири» на основании п. 152, 161 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», без дополнительного предупреждения, поскольку бездоговорное потребление электроэнергии по сути является кражей и процедура ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренная ст.178 указанных выше Основ в рассматриваемой ситуации не подлежала применению.

Помощник прокурора Уярского района Красноярского края Евдокимова Т.В. возражала против удовлетворения заявления ОАО «МРСК «Сибири», пояснила, что обжалуемое представление прокуратуры <адрес> вынесено в рамках имеющихся полномочий; при проведении проверки деятельности Уярского РЭС ЮВЭС «Красноярскэнерго» в части обоснованности отключения в феврале 2011 года электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что отключение энергоснабжения произведено без соблюдения процедуры, предусмотренной ст.178 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии». Полагает, что между поставщиком и потребителем электроэнергии имеют место договорные отношения, задолженность по оплате предоставленной электроэнергии на февраль 2011 года у ФИО3 отсутствовала, акт от ДД.ММ.ГГГГ года о бездоговорном потреблении электроэнергии не влияет на права и обязанности сторон по указанному договору, а лишь фиксирует факт неправомерного поведения потребителя электрической энергии. Поскольку отключение произведено сотрудниками Уярского РЭС, представлено внесено вышестоящему руководителю, а именно директору ПО ЮВЭС ОАО МРСК «Красноярскэнерго».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ОАО «МРСК «Сибири» требований по следующим основаниям.

В соответствии с главой 1 раздела 3 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года №2202-1 (в ред. от 21.11.2011 года) органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов. Предметом надзора являются исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе, согласно п.1 ст.21 Закона, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

На основании п.3 ст.22 указанного выше Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ч.1 ст.24 Закона).

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрены гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией, а именно: Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:

обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии.

На основании ст.160 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года №530 (в ред. от 29.11.2011 года) полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.

В силу пунктов «а,в» ст.161 указанных выше Основных положений ограничение режима потребления может водиться в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств); выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии.

В соответствии со ст.178 Основных положений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.

Судом установлено, что ФИО3, проживающая по адресу: <адрес> является потребителем электрической энергии. Актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным представителем филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Красноярскэнерго» установлен факт самовольного подключения к электрической сети путем дополнительного подключения одной розетки, указано, что подача электроэнергии будет прекращена с центов питания без дополнительного уведомления; возобновление подачи электроэнергии возможно после заключения договора на электроснабжение. Для получения информации о порядке заключения договора на электроснабжение и необходимых для этого документах следует обратиться в Уярский РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Красноярскэнерго» либо ОАО «Красноярскэнергосбыт». Согласно приложения к акту объем электроэнергии, потребленной в отсутствие заключенного в установленном порядке договора составил <данные изъяты> кв.час на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Уярского РЭС произведено полное ограничение режима потребления.

Прокурором Уярского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ директору ОАО МРСК «Красноярскэнерго» ПО ЮВЭС ФИО1 внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о защите конкуренции, из которого следует, что проверкой установлено, что прекращение электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> РЭС ЮВЭС в феврале 2011 года без законных оснований и с нарушением порядка уведомления потребителя. Задолженность по оплате электроэнергии жилого дома по указанному адресу на момент отключения отсутствовала; на основании изложенного прокурор потребовал рассмотреть представление с участием сотрудника прокуратуры Уярского района, принять меры по устранению нарушений требований действующего законодательства в деятельности Уярского РЭС ЮВЭС «Красноярскэнерго», о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению нарушений закона сообщить прокурору Уярского района в 30-дневный срок.

Из объяснений, данных прокурору Уярского района ФИО4- начальником Уярского РЭС Производственного отделения ЮВЭС филиала МРСК «Сибири» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что контролер ОАО «МРСК Сибирь»-«Красноярскэнерго» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ произвела осмотр внутренней электропроводки жилого дома по адресу: <адрес> на предмет хищения электричества. В указанном жилом помещении был выявлен факт установки электророзетки помимо прибора учета, составлен акт безучетного подключения, рассчитана стоимость безучетного потребления электроэнергии. Заозерновское межрайонное отделение Красноярскэнергосбыт не давал распоряжения Уярскому РЭС об отключении указанного жилого дома от электроснабжения, абонент, проживающий по указанному адресу не имел задолженности по оплате электроэнергии. В акте сетевой компании «МРСК Сибирь»-«Красноярскэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ данных о порядке и сроках отключения электроэнергии по указанному выше адресу не имеется. Примерно ДД.ММ.ГГГГ мастером бригады Балайского участка Уярского РЭС по распоряжению руководителя РЭС было произведено отключение электричества в жилом доме по адресу: <адрес>. Согласно установленного законом порядка уведомление об ограничении порядка подачи электроэнергии направляется абоненту по почте и одновременно с этим уведомляется РЭС (сетевая организация) о проведении ограничения подачи электроэнергии с указанием конкретной даты до погашения абонентом задолженности. Данный порядок сетевой организацией был нарушен.

Согласно пункта 1.1 Положения о Производственном отделении Юго-Восточные электрические сети филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Красноярскэнерго» Производственное отделение является структурным подразделением филиала ОАО «МРСК Сибири» «Красноярскэнерго» и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора - директору филиала.

Как следует из п.1.1 Положения об Уярском районе электрических сетей производственного отделения Юго-Восточные электрические сети филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Красноярскэнерго», Уярский район электрических сетей (РЭС) является структурным подразделением Производственного отделения Юго-Восточные электрические сети филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Красноярскэнерго». В соответствии с пунктом 2.1 руководителем РЭС является начальник РЭС, который непосредственно подчиняется директору Производственного отделения филиала.

Оценивая представленные доказательства, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Судом установлено, что сотрудниками Уярского РЭС - структурного подразделения ОАО МРСК Сибири» произведено полное ограничение электрической энергии дома, расположенного по адресу: <адрес>, без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 38 а также ст.178 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», что не отрицалось представителем заявителя в судебном заседании. В рамках заключенного с ОАО «Красноярскэнергосбыт» договора энергоснабжения задолженности по оплате электроэнергии ФИО3 на момент отключения не имела, что подтвердил в объяснениях начальник Уярского РЭС и стороны в ходе судебного заседания. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерном выводе прокурора о наличии нарушений законодательства со стороны ОАО «МРСК Сибири», поскольку оснований для полного ограничения электроэнергии дома, при этом без соблюдения предусмотренной ст.178 Основных положений процедуры, при наличии договорных отношений и отсутствии задолженности в рамках действующего договора энергоснабжения у сотрудников ОАО «МРСК Сибири» не имелось.

При этом из материалов дела не усматривается, что у ОАО «МРСК Сибири» не имелось технической возможности ограничения электрической энергии именно самовольно подключенной точки присоединения вместо полного ограничения электроэнергии всего дома, в нарушение существующего договора энергоснабжения.

Довод представителя ОАО «МРСК Сибири» о том, что нормы ФЗ «О защите конкуренции» не распространяются на правоотношения сторон, поскольку ОАО «МРСК Сибири» не является непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителей, в том числе Озеровой, суд не находит убедительным, так как ограничение электроэнергии произведено сотрудниками ОАО «МРСК Сибири», осуществляющей поставку энергии ОАО «Красноярскэнергосбыт», которое непосредственно снабжает жителей электроэнергией, что подтвердил представитель заявителя в судебном заседании. При таких обстоятельствах суд находит убедительным довод прокуратуры о том, что возможности заключения договора энергоснабжения с иной организацией и подключения к другим сетям для получения электроэнергии у ФИО3 не имелось, в связи с чем прокурор обоснованно пришел к выводу, что действиями занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта ущемлены интересы потребителя электроэнергии.

Довод представителя заявителя о том, что представление внесено ненадлежащему должностному лицу- директору ПО ЮВЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Красноярскэнерго» суд находит несостоятельным, поскольку на основании Положения об Уярском районе электрических сетей производственного отделения Юго-Восточные электрические сети филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» руководителем РЭС является начальник РЭС, который непосредственно подчиняется директору Производственного отделения филиала.

С учетом вышеперечисленного, суд находит представление прокуратуры Уярского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным в рамках полномочий и на законных основаниях, требования ОАО «МРСК Сибири» о признании представления незаконным и его отмене не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене представления прокуратуры Уярского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Открытому акционерному обществу «МРСК Сибири» отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия окончательного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Д.В.Пятова