о выделении жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Уяр ДД.ММ.ГГГГ

Уярский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Груздева С.В.,

при секретаре Лидер К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Муха И.И. – Самохваловой Т.И. к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия администрации в вопросе не передаче документов на рассмотрение в <адрес> о выделении жилищного сертификата, признании действий администрации <адрес> незаконными по факту утраты документов и обязании восстановления документов, передаче администрацией <адрес> заявления от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на получение жилищного сертификата, -

У с т а н о в и л :

Представитель Муха И.И. – Самохвалова Т.И., действующая на основании доверенности обратилась в суд с заявлением к администрации <адрес> об обязании передачи на рассмотрение заявления Муха И.И. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении жилищного сертификата в <адрес> (л.д. 3-4), впоследствии изменила требования, просит признать незаконным бездействие администрации в вопросе не передаче документов на рассмотрение в <адрес> о выделении жилищного сертификата, признании действий администрации <адрес> незаконными по факту утраты документов и обязании восстановления документов, передаче администрацией <адрес> заявления от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на получение жилищного сертификата (л.д. 113-115), мотивировав свои требования по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Муха И.И. подано заявление с приложением всех необходимых документов, которые были представлены в оригинале, о включении в состав лиц, обладающих правом участия в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», что подтверждается учетным делом от ДД.ММ.ГГГГ. Муха И.И. неоднократно обращался в администрацию, где ему поясняли, что его заявление передано для рассмотрения в <адрес>. В марте 2011 года из ответа администрации <адрес> узнал, что в данную Программу он включен не был, и его заявление от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> передано не было, подлинники документов, которые он приложил к заявлению, утрачены в администрации Уяра, он является инвалидом, участником боевых действий, проживает на даче, которая для проживания не пригодна.

В судебном заседании представитель заявителя – Самохвалова Т.И. поддержала заявление по указанным основаниям, дополнив, что в администрацию города с заявлением о включении в Программу «Государственные жилищные сертификаты» заявителем были сданы подлинные документы, часть из которых была утрачена. В силу требований закона, администрация города не имеет права рассматривать данное заявление, в связи с чем должна была передать документы на рассмотрение в <адрес>.

Заявитель Муха И.И. в судебном заседании полностью поддержал изложенные доводы и заявление к администрации <адрес>, дополнив, что он проходил военную службу в закрытом военном городке - Московский, уволен по окончании контракта. С заявлением о получении государственного жилищного сертификата в в/часть не обращался, чтобы не ждать, а обратился напрямую в органы местного самоуправления по месту его жительства, то есть в администрацию <адрес>, которая должна была передать документы об участии его в программе в администрацию <адрес>, однако потеряв часть документов. В марте 2004 года льготного удостоверения у него не было, имелось только пенсионное удостоверение.

Представитель заинтересованного лица – Кононова Е.А. с заявлением не согласна, так как отсутствуют доказательства о том, что заявителем администрацией города были приняты подлинные документы, так как документы сданы в копиях. Муха И.И. поставлен в очередь на получение жилья в связи с заболеванием, права на получение государственного жилищного сертификата он не приобрел, в связи с чем документы на получение государственного жилищного сертификата у него не могли быть приняты администрацией.

Представитель заинтересованного лица – Анья О.В. с заявлением не согласна, поддержав доводы представителя Кононовой Е.А.

Выслушав заявителя, его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из представленной суду копии протокола комиссии в/ч 2033 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением комиссии указано, что Муха И.И. относится к числу граждан, уволенных с военной службы и подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, документы на получение государственного жилищного сертификата представлены им в комиссию в полном объеме, в связи с чем ходатайствуют о выдаче государственного жилищного сертификата (л.д. 109).

В судебном заседании из представленных заявителем копий рапорта и сообщения от командования воинской части (л.д. 116-117) установлено, что Муха И.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом на имя командира в/ч 2033 о разъяснении порядка получения государственного жилищного сертификата и оснований отказа в его получении. Из сообщения командира в/ч 2033 следует, что Муха И.И. следовало обратиться к командиру ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы.

Судом установлено, что Муха И.И., после увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ года обратился в администрацию <адрес> на имя главы города о включении его в федеральную целевую программу «Государственный жилищные сертификаты» (л.д. 100), предоставив документы.

Согласно ответа главы города от ДД.ММ.ГГГГ Муха И.И. не включен в указанную программу по причине отсутствия у него льготного удостоверения и выписки из приказа командира воинской части, поставлен на льготную очередь как лицо, страдающее тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (л.д. 6-7), в настоящее время состоит в краевом регистре учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготной категории.

В обоснование своих доводов о признании бездействия администрации в части не направлении документов в <адрес> заявления и приложенных документов, заявителем и его представителем указывалось, что списки лиц, подлежащих включению в Программу «Государственные жилищные сертификаты» формировались и представлялись в <адрес> органами местного самоуправления, а именно администрацией города, куда и обратился заявитель с заявлением, приложив все необходимые подлинные документы, ссылаясь на под. «в» п.5 Постановления Правительства РФ от 19.03.2002 года № 168.

Согласно указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года № 168 «О совершенствовании деятельности по реализации Федеральной целевой программы» (действовавшей ранее) Государственные жилищные сертификаты» Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", из под. «в» п.5 которых следует, что право на получение сертификата имеют граждане Российской Федерации, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года № 71 «О Федеральной целевой Программе «Государственные жилищные сертификаты», действовавший в спорный период времени, утверждена Федеральная целевая Программа «Государственные жилищные сертификаты», действие которой продлено на 2003 год Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N 450, Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Согласно главы 4 Программы, граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на включение в списки на получение государственного жилищного сертификата как по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий, так и в федеральном органе исполнительной власти, в ведении которого находится закрытый или обособленный военный городок.

Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с указанным пунктом статьи 15 Закона военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, только при наличии установленных законом условий, и, в частности, увольнения с военной службы по одному из перечисленных оснований, военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

В судебном заседании из представленных документов установлено, что Муха И.И. проходил военную службу по контракту в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/части , уволен на основании под. «б» п.1 ст.51 ФЗ РФ от 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» по окончании срока контракта.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054, утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, исходя из которых, право граждан, уволенных с военной службы на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению 1, а также установлены другие условия и порядок предоставления сведений.

Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов (п. 12).

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 13).

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок (п. 16).

Согласно материалов дела, Муха И.И. обратился с заявлением в администрацию <адрес> для получения государственного жилищного сертификата. При этом в судебном заседании установлено, что заявитель обратился в администрацию <адрес> не в соответствии с порядком Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, а напрямую.

Заявитель и его представитель указывали на необходимость передачи заявления о получении государственного жилищного сертификата в администрацию края, только которая имеет право разрешать данные вопросы, в компетенцию администрации <адрес> разрешение данного вопроса не входит.

В силу Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 522 (в ред. от 16.08.2005, действовавшим в спорный период времени) «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010годы, было установлено, что органы местного самоуправления осуществляют проверку представленных документов, формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляют его в орган исполнительной власти субъекта РФ, который на основании представленных списков, формирует сводный список граждан – участников подпрограммы на соответствующий год.

Обязанность администрации <адрес> о направлении заявления Муха И.И. на рассмотрение в администрацию <адрес> на получение государственного жилищного сертификата не была предусмотрена законом с учетом изложенного.

В судебном заседании установлено, что администрацией <адрес> заявителю был дан ответ о не включении его в Федеральную Программу «Государственные жилищные сертификаты», по мотивам непредставления льготного удостоверения (которое было получено только в 2005 году) и выписки из приказа командира воинской, то есть в данном случае заявление Муха И.И. было рассмотрено по существу, в связи с чем требования о признании незаконными бездействия администрации <адрес> в вопросе не передачи документов на рассмотрение в администрацию <адрес> о выделении жилищного сертификата – удовлетворению не подлежат.

Заявителем, его представителем и свидетелем указывалось о том, что Муха И.И. были сданы подлинные документы в администрацию города на получение государственного жилищного сертификата.

Согласно представленных копий документов установлено, что заявителем сдавались документы в 2-х экземплярах, при этом из его собственных объяснений следовало, что один документ был в оригинале, второй в копии, и без оригинала документов его заявление не было бы принято.

Представители заинтересованного лица отрицали факт получения данных документов.

Согласно заявления Муха И.И. в администрацию <адрес> и приложения к заявлению (л.д. 100-101) установлено, что администрацией были приняты документы, в том числе справка о сдаче квартиры, справка ФИНО, протокол заседания жилищно-бытовой комиссии, однако какие-либо записи о том, сдавались ли данные документы в копиях или подлиннике не имеется.

Из объяснений заявителя в судебном заседании установлено, что указанное заявление с приложенными к нему документами на получение государственного жилищного сертификата Муха И.И. администрацией <адрес> возвращено не было. Указанные обстоятельства не отрицались и представителями заинтересованного лица, в связи с чем суд считает установленным тот факт, что заявление и приложенные к нему документы были сданы в администрацию <адрес>, что подтверждается и штампами и подписями в принятии данных документов.

При рассмотрении дела заявителем суду был представлен ответ главы города, из которого следует, что с подлинниками документов заявитель может ознакомиться в администрации города (л.д. 189), что подтверждает тот факт, что документы были сданы в подлиннике. Указанные данные подтверждаются и пояснениями заявителя, его представителя, а также показаниями свидетеля.

Изложенное в совокупности свидетельствует о законности требований Муха И.И. о признании незаконными действий администрации по утрате документов и обязании их восстановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,-

Р Е Ш И Л :

Заявление представителя Муха И.И. – Самохваловой Т.И. к администрации горда Уяра – удовлетворить частично.

Признать незаконным действия администрации <адрес> по факту утраты справки из ФИНО в/ч исх. , справки о сдаче жилплощади квартирным органам в/ч и протокола заседания жилищно-бытовой комиссии в/части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, обязав администрацию города восстановить утраченные документы за собственный счет.

В остальной части в удовлетворении требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Уярский районный суд Красноярского края в течении одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательно форме.

Полное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.В. Груздев