Дело ...
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
03 августа 2010 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Груздевой Л.А.,
при секретаре Мельниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Н.В. к Муниципальному учреждению « районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, недоначисленных отпускных с учетом изменившегося размера заработной платы, денежной компенсации задолженности по недоначисленной заработной плате с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, индексации сумм недоначисленной заработной платы в связи с инфляцией и установлении оклада не ниже минимального размера оплаты труда, то есть 4330 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Власова Н.В. обратилась в суд с иском к МУ о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2009 года по день рассмотрения иска с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, недоначисленных отпускных за период с 01.01.2009 года по день рассмотрения иска с учетом изменившегося размера заработной платы, денежной компенсации задолженности по недоначисленной заработной плате с учетом компенсационных и стимулирующих выплат согласно ст. 236 ТК РФ, индексации сумм недоначисленной заработной платы в связи с инфляцией и установлении оклада не ниже минимального размера оплаты труда, то есть 4330 рублей.
В обоснование иска Власова Н.В. указала, что с 01.12.2008 года на предприятии введена новая система оплаты труда, согласно которой ей установлен оклад в размере 1580 рублей. По условиям трудового договора ей установлены стимулирующие и компенсационные выплаты. Считает, что работодатель неправомерно производил начисление ей заработной платы исходя из указанной суммы должностного оклада, так как размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ. Следовательно, истец считает, что её должностной оклад с 01.01.2009 года должен составлять 4330 рублей. В связи с чем истцом заявлены вышеуказанные требования.
Определением Усть-Вымского районного суда от 15.06.2010 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечена Администрация
Истец Власова Н.В. в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель ответчика МУ « , действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, указывая на пропуск истцом срока для обращения с иском в суд. Заявленные требования считает необоснованными, поясняя, что заработная плата начислялась истцу исходя из должностного оклада, определенного трудовым договором, сумма ежемесячной заработной платы истца превышает размер минимальной оплаты труда, установленный законом, оснований для повышения должностного оклада истца не имеется.
Представитель соответчика Администрации считает иск не подлежащим удовлетворению. Доводы, заявленные представителем ответчика, поддержала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Власова Н.В. с 22.05.1997 года работает в МУ в должности санитарки палатной «акушерского отделения патологии беременности».
В соответствии с условиями трудового договора, заключенного между сторонами, с 01.12.2008 года Власовой Н.В. установлена заработная плата в размере: должностного оклада в размере 1580 рублей, выплат компенсационного и стимулирующего характера: доплата за работу в опасных и тяжелых условиях труда в размере 15% должностного оклада, доплата за работу в ночное время в размере 1 должностного оклада за каждый час работы в ночное время с учетом доплаты за работу в опасных и тяжелых условиях труда; надбавка за стаж непрерывной работы в размере 30% должностного оклада.
На должностной оклад, доплаты и надбавки, премиальные выплаты, начисляются районный коэффициент – 20%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом, закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.
Учитывая, что ответчиком и соответчиком заявлены ходатайства о пропуске Власовой Н.В. срока для обращения с иском в суд, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, суд с учетом нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд.
Согласно справки о начислении заработной платы за период работы за период с марта 2010 года по июль 2010 года, совокупный размер месячной заработной платы Власовой Н.В., за спорный период не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истца при выплате ему заработной платы за данный период ответчиком не допущено.
Доводы истца о том, что именно минимальный должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Исходя из изложенного исковые требования истца об изменении должностного оклада, взыскании недоначисленных сумм заработной платы, индексации невыплаченных сумм, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Власовой Н.В. к Муниципальному учреждению районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2009 года по день рассмотрения иска с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, недоначисленных отпускных за период с 01.01.2009 года по день рассмотрения иска с учетом изменившегося размера заработной платы, денежной компенсации задолженности по недоначисленной заработной плате с учетом компенсационных и стимулирующих выплат согласно ст. 236 ТК РФ, индексации сумм недоначисленной заработной платы в связи с инфляцией и установлении оклада не ниже минимального размера оплаты труда, то есть 4330 рублей отказать.
В иске к Администрации отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2010 года.
Судья - Л.А.Груздева
а