О взыскании недоначисленной заработной платы



Дело ...

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Пирязевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 22 сентября 2010 года дело по иску Антиповой Г.Н. к муниципальному учреждению «...» об обязании произвести перерасчет заработной платы с 01.09.2007 года по июль 2008 года в связи с увеличением минимального размера оплаты труда ..., с учетом выполненной работы по совместительству, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскании невыплаченной суммы с учетом процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению «...» об обязании произвести перерасчет заработной платы ..., с учетом выполненной работы по совместительству, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскании невыплаченной суммы с учетом процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В обоснование иска Антипова Г.Н. указала, что работодатель неправомерно производил начисление ей заработной платы исходя из установленного должностного оклада, так как согласно ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, в связи с чем размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 ТК РФ, без учёта компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена администрация муниципального района «...».

Истица Антипова Г.Н. в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика – МУ «...» – , действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Заявленные требования считает необоснованными, поскольку заработная плата начислялась истице исходя из должностного оклада, определенного трудовым договором, сумма ежемесячной заработной платы истца превышала размер минимальной оплаты труда, установленный законом. Также просила применить при рассмотрении иска Антиповой Г.Н. трехмесячный срок обращения с иском в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.

Представитель третьего лица администрации муниципального района «...» в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Заслушав представителя ответчика МУ ... исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

...

...

28.07.2008 года трудовые отношения между МУ «...» и Антиповой Г.Н. были прекращены на основании ст. 80 ТК РФ – по инициативе работника.

В соответствии с условиями трудового договора № 2, заключенного между сторонами 01.12.1998 года, Антиповой Г.Н. выплачивался должностной оклад ниже оплаты директора на 10%, районный коэффициент к заработной плате в размере 20%, северная надбавка в размере 50%, премии и надбавки согласно Положению о премировании.

В соответствии с условиями трудового договора № 45, заключенного между сторонами 01.01.2006 года, Антиповой Г.Н. по совместительству выплачивался должностной оклад по 8 разряду по ЕТС, премии и надбавки согласно Положения о премировании и материальном стимулировании работников культуры.

19.09.2008 года Постановлением № 391 администрации муниципального района «...» «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры МО МР «...» утверждены должностные оклады руководителей и специалистов муниципальных учреждений культуры МО МР «...» согласно приложению 1, оклады высококвалифицированных рабочих муниципальных учреждений культуры МО МР «...» согласно приложению 2, размеры повышения должностных окладов, тарифных ставок работников муниципальных учреждений культуры МО МР «...» согласно приложению 3, выплаты компенсационного характера работникам муниципальных учреждений культуры МО МР «...» согласно приложению 4, выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений культуры МО МР «...» согласно приложению 5, порядок отнесения муниципальных учреждений культуры МО МР «...» к группам по оплате труда руководителей согласно приложению 6, порядок формирования планового фонда оплаты труда муниципальных учреждений культуры МО МР «...» согласно приложению 7. С 01.12.2008 года введена отраслевая система оплаты труда в муниципальных учреждениях культуры МО МР «...».

Пунктами 3, 4 данного Постановления установлено, что должностные оклады, оклады, тарифные ставки работников муниципальных учреждений культуры МО МР «...», относящихся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образования, определяются согласно размерам должностных окладов, окладов, тарифных ставок, предусмотренных соответственно условиями оплаты труда работников муниципальных учреждений МО МР «...» здравоохранения, образованиям. Размерами должностных окладов, окладов, тарифных ставок по должностям руководителей, специалистов, служащих и рабочих муниципальных учреждений МО МР «Усть...», не перечисленных в приложении 1, 2 к настоящему Постановлению, а также на которых не распространяются положения пункта 3 настоящего Постановления, устанавливаются в соответствии с Постановлением главы МР «...» - руководителя администрации района от 17.09.2008 года № 383 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО МР «...».

В соответствии с п. 6 Постановления администрации муниципального района «...» от 19.09.2008 года № 391 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры МО МР «...» заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации; объем средств на оплату труда работников, предусмотренных по муниципальным учреждениям культуры МО МР «...», может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых ими муниципальных услуг.

Согласно Приложения 1 Постановления главы МР «...» - руководителя администрации района от 19.09.2008 года 383 с 19.09.2008 года должностной оклад заместителя директора Дома культуры, расположенного в городе или поселке городского типа установлен ..., а также установлены надбавки: за интенсивность, высокие результаты работы в размере до 180% к должностному окладу (тарифной ставки), за выслугу лет в зависимости от стажа работы: от 1 до 5 лет в размере 5%, от 5 до 10 лет в размере 10%, от 10 до 15 лет в размере 15%, а также премиальные выплаты по итогам года.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

К компенсационным выплатам за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, как усматривается из ст. 149 ТК РФ также относится оплата за выполнение работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом, закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

Согласно представленных суду расчётов начисления заработной платы Антиповой Г.Н. за периоды: с января по декабрь 2007 года, с января по июль 2008 года, совокупный размер месячной заработной платы истицы, с учётом фактически отработанных дней, ни в один из периодов не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, таким образом, нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы за данные периоды, ответчиком не допущено.

Вместе с тем, учитывая, что ответчиком заявлено ходатайства о пропуске истицей срока для обращения с иском в суд, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, суд с учетом нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 392 ТК РФ, может проверить правильность начисления и выплаты заработной платы истцу только за последние три месяца до момента обращения с иском в суд.

Федеральный закон от 20.04.2007 года N 54-ФЗ и Федеральный закон от 24.06.2008 № 91-ФЗ которыми были внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также Трудовой кодекс РФ были опубликованы в официальных периодических изданиях и были доступны для всеобщего обозрения. Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание то, что истец работает в учреждении ответчика, ежемесячно получала заработную плату и имела возможность ознакомиться с условиями и видами выплат, предусмотренных законом, в связи с чем, должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Возникшие правоотношения не носят длящийся характер, поскольку заработная плата истцу, в период работы у ответчика, начислялась и выплачивалась ежемесячно.

При этом, как указано выше, 28.07.2008 года трудовые отношения между МУ «...» и Антиповой Г.Н. были прекращены, а с иском в суд истица обратилась лишь 01.09.2010 года.

Доводы истицы, указанные в исковом заявлении о том, что именно минимальный должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учетом вышеприведенных норм закона, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Исходя из изложенного исковые требования истца об обязании произвести перерасчет заработной платы ..., с учетом выполненной работы по совместительству, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскании невыплаченной суммы с учетом процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Антиповой Г.Н. к МУ «...» об обязании произвести перерасчет заработной платы ..., с учетом выполненной работы по совместительству, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскании невыплаченной суммы с учетом процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Кондратюк