о признании решения об отказе в назначении государственной социальной помощи не законным



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,

при секретаре Исаковой З.В.,

с участием прокурора Нечаева А.А.,

представителя ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино, Усть-Вымского района Республики Коми 20 сентября 2010 года дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Коновалова О.В. о признании решения ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным, обязании рассмотреть заявление Коновалова О.В.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратилась в суд в интересах Коновалова О.В. с заявлением, в котором просит признать незаконным решение ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» об отказе в назначении государственной социальной помощи, и обязать ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» рассмотреть заявление Коновалова О.В. в соответствии с требованиями закона. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что П. по доверенности от имени сына Коновалова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о признании одиноко проживающего Коновалова О.В. малоимущим и назначении государственной социальной помощи в виде материальной помощи при этом к заявлению приложила все необходимые документы. Однако названным органом ей было отказано в назначении государственной социальной помощи, по причине того, что отсутствовали доказательства получения Коновалова О.В. доходов за последние три месяца, когда как отсутствие доходов, нахождение Коновалова О.В. на стационарном лечении, заявителем было подтверждено документально. По мнению прокурора, нормами законодательства обязанность по предоставлению конкретных документов, подтверждающих наличие или отсутствие доходов, на гражданина-заявителя не возложена.

В судебном заседании прокурор Нечаев А.А. заявленные требования поддержал, просил признать решение ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным и обязать рассмотреть заявление Коновалова О.В. в соответствии с требованиями закона.

Представитель ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» М. с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в назначении государственной социальной помощи Коновалову О.В. отказано, поскольку представителем Коновалова О.В. не представлена справка о доходах Коновалова О.В. за последние три месяца, а именно: за май, июнь, июль. Самостоятельно они никакие документы не запрашивают, лишь работают по представленным заявителем документам.

Оценив показания участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Коновалов О.В. обратился в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим для назначения государственной социальной помощи – материальной помощи. Указанное заявление было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №.

Заявление Коновалова О.В. рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого было принято решение об отказе Коновалову О.В. о признании его малоимущим для назначения государственной социальной помощи и заявителю возвращены документы, представленные для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим.

Как следует из указанного решения ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи послужило то обстоятельство, что заявителем не представлены сведения о доходах за последние три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со статьей 2 вышеназванного Федерального закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст. ст. 7, 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан.

Так, в соответствии с п.п. «в-2» п. 1 ст.2 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» малоимущим одиноко проживающим гражданам может быть предоставлена материальная помощь в виде денежной выплаты.

Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закону от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Орган социальной защиты населения вправе проверить сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи, такие как: о месте жительства или пребывания; о доходах одиноко проживающего гражданина; о принадлежащем одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

В соответствии со ст. 4 указанного закона, расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Учитывая, что П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ от имени сына Коновалова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о признании одиноко проживающего гражданина Коновалова О.В. малоимущим и назначении государственной социальной помощи в виде материальной помощи по причине нахождения последнего в сложной жизненной ситуации. Поводом для обращения послужило нахождение Коновалова О.В. длительный период времени на стационарном лечении и невозможностью в связи с этим трудоустроиться. По указанной причине он остался без средств к существованию, поскольку иных источников дохода, кроме социального пакета в размере не более <данные изъяты> руб., не имел.

Отсутствие доходов, нахождение на стационарном лечении, заявителем подтверждалось документально.

Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коновалов О.В.. проходил очное обучение в ННОУ ДПО «Учебный Центр «Гранит» <адрес>, не работал, стипендию не получал.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коновалов О.В.. проходил стационарное лечение с тяжелым заболеванием в нейрохирургическом отделении Коми республиканской больнице <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коновалов О.В. находился на стационарном лечении в ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер» <адрес>.

В связи с установлением инвалидности 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ Коновалов О.В. до настоящего времени не трудоустроен, продолжает амбулаторное лечение у онколога.

Таким образом, обстоятельства невозможности в течение трех месяцев, предшествующих обращению, получения дохода посредством своей трудоспособности, нахождение на лечении заявителем были подтверждены.

Однако, отказ в предоставлении государственной социальной помощи мотивирован отсутствием (не подтверждением) доказательств получения Коноваловым О.В. доходов за последние три месяца. При этом, сведений о проводимых государственным учреждением проверочных мероприятий по проверке достоверности представленных заявителем данных и документов в решении от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Вышеперечисленными нормами законодательства обязанность по предоставлению конкретных документов, подтверждающих наличие или отсутствие доходов, на гражданина-заявителя не возложена.

Оценив указанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» об отказе Коновалову О.В. в назначении государственной социальной помощи, по причине того, что заявитель не представил сведения о доходах за последние три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, не основано на законе и противоречит положениям законодательства, регулирующего вопросы предоставления государственной социальной помощи, поэтому заявление прокурора в интересах Коновалова О.В. о признании незаконным указанного решения подлежит удовлетворению.

Доводы представителя ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» приведенные в судебном заседании, аналогичные выводам, изложенным в решении об отказе Коновалова О.В. в назначении государственной социальной помощи, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм права, регулирующих назначение государственной социальной помощи.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Усть-Вымского района удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Коновалову О.В. государственной социальной помощи.

Обязать ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» рассмотреть заявление Коновалова О.В. о назначении государственной социальной помощи

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок.

судья – Е.В. Рыжкова