Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Пирязевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 29 сентября 2010 года дело по иску Гайгаласа Ю.П. , Сергеева Н.А. к администрации городского поселения «<данные изъяты>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Гайгалас Ю.П. обратился в суд с иском к администрации городского поселения «<данные изъяты>» о предоставлении благоустроенного жилого помещения в <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что с 17.06.1988 года зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, где также зарегистрирован его брат Сергеев Н.А. . Согласно заключению о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 18.01.2008 года, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением Главы МР «<данные изъяты>» от 27.09.2006 года № 429, по результатам обследования жилого дома № по <адрес> признала указанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу. Однако, несмотря на время прошедшее после принятия указанного заключения и неоднократные обращения к ответчику о предоставлении другого жилого помещения, истцу ответчиком другого жилого помещения не предоставлено.
Определением Усть-Вымского районного суда от 23 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена администрация муниципального района «<данные изъяты>».
Определением Усть-Вымского районного суда от 07.09.2010 года к участию в деле в качестве соистца привлечен Сергеев Н.А. .
В судебном заседании истец Гайгалас Ю.П. и его представитель адвокат Маргаритто С.В. заявленные требования уточнили, просили обязать администрацию городского поселения «<данные изъяты>» предоставить истцам благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 30,8 кв. метров в черте <адрес>.
Истец Сергеев Н.А. в судебном заседании не присутствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца Сергеева Н.А. адвокат Маргаритто С.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика администрации городского поселения «<данные изъяты>» А. в суде исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истцы малоимущими не признавались и на учете в администрации ГП «<данные изъяты>» в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояли.
Представитель третьего лица администрации муниципального района «<данные изъяты>» в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Оценив показания участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что нанимателями квартиры № дома № по <адрес> являются истцы Гайгалас Ю.П., Сергеев Н.А., которые зарегистрированы в указанном жилом помещении. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ч. 4 данной статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно п. 7 данного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 названного Положения).
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из пункта 43 Положения следует, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу п. 47 Положения, комиссия по результатам работы принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно заключению о признании многоквартирного дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 18.01.2008 года, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением Главы МР «<данные изъяты>» от 27.09.2006 года № 429, по результатам обследования жилого дома № по <адрес> признала указанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения Правительства Республики Коми от 29.08.2008 года № 286-р, квартира № дома № по <адрес> передана в собственность муниципального образования городского поселения «<данные изъяты>».
Из представленного в материалы дела акта от 24.09.2010 года № 10 обследования жилого помещения № в доме № по <адрес> межведомственной комиссией по вопросам использования жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения «<данные изъяты>», действующей на основании Постановления Главы городского поселения «<данные изъяты>» от 09.02.2009 года № 12 следует, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находятся в ветхом состоянии в связи с длительном сроком эксплуатации, техническое состояние жилого помещения и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, восстановительные работы экономически нецелесообразны. По результатам обследования жилого помещения № в доме № по <адрес> межведомственная комиссия пришла к заключению, что данное жилое помещение в соответствии с установленными требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, относится к категории непригодных для проживания.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован ст. 87 ЖК РФ, согласно которой если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства применительно к положениям статей 85, 86, 87, 89 ЖК РФ, суд приходит к выводу о наличии у истцов права на предоставление другого благоустроенного жилого помещения применительно к условиям <адрес>, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в черте <адрес>, поскольку занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение № в доме № по <адрес> является непригодным для проживания.
Доводы представителя ответчика администрации городского поселения «<данные изъяты>» А. о том, что истцы малоимущими не признавались и на учете в администрации ГП «<данные изъяты>» в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояли, поэтому не имеют права на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения, в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, судом не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Вместе с тем, статьи 85, 87 ЖК РФ не предусматривают никаких ограничений в праве на получение другого жилого помещения в случае признания жилого помещения, в котором проживает гражданин, непригодным для проживания, либо в случае его сноса. При этом ни из указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относятся и истцы), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Лишение права на жилое помещение, которое гражданин занимал и пользовался на законных основаниях, без восстановления этих прав в предусмотренном законом порядке в соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ недопустимо.
Согласно ст. 87 ЖК РФ обязанность по предоставлению гражданам другого благоустроенного жилого помещения возлагается на наймодателя.
По смыслу ст. 60 ЖК РФ в качестве наймодателя по договору социального найма жилого помещения выступает собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
Как следует из Устава Муниципального образования городского поселения «<данные изъяты>», исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения является администрация городского поселения «<данные изъяты>», которая наделена полномочиями по решению вопросов местного значения поселения, и в том числе владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Данное полномочие администрации поселения закреплено в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по предоставлению истцам жилого помещения должна быть возложена на администрацию городского поселения «<данные изъяты>», как уполномоченный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом городского поселения «<данные изъяты>», и в том числе муниципальным жилым фондом в <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гайгаласа Ю.П. , Сергеева Н.А. удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «<данные изъяты>» предоставить Гайгаласу Ю.П. , Сергееву Н.А. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 30,8 кв. метров в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья- А.В. Кондратюк
к