Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года с.Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Груздевой Л.А.,
при секретаре Пирязевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны на котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, и обязании установить размеры санитарно-защитной зоны в соответствие с разработанным и утвержденным проектом ориентировочного размера санитарно-защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Усть-Вымская тепловая компания о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны на котельную №, расположенную по адресу: <адрес>а, согласно действующих санитарно-эпидемиологических правил, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры санитарно-защитной зоны на котельную №, расположенную по адресу: <адрес>а, в соответствие с разработанным и утвержденным проектом ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор и представитель, привлеченного к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, Усть-Вымский районный комитет по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель ответчика ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» Кривохатько О.Ю. в судебном заседании против иска не возражала.
Заслушав представителя ответчика, проверив и оценив материалы дела, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» создано на основании решения Совета МР «Усть-Вымский» и является юридическим лицом. В соответствие с Уставом Целью деятельности Общества является удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в товарах и услугах, предоставляемых Обществом, и извлечение прибыли. Основными видами деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей (тепловой энергии), сбор, очистка и распределение воды и т.д. Котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, эксплуатируется ответчиком на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письма и.о. исполнительного директора ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» от ДД.ММ.ГГГГ № и нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в процессе эксплуатации котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества -диоксид углерода и диоксид азота.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 4 данного закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального Закона 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Согласно требованиям ст. 39 указанного закона, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 34 Закона эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 6 статьи 2 Закона определено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридическое лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» к юридическим и физическим лицам предъявляются санитарно-эпидемиологические требования по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно требованиям пункта 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение
воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с пунктом 4.8 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
Из письма ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, эксплуатируемой Обществом, не разработан, размер санитарно-защитной зоны не установлен.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ 7-ФЗ, хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности, осуществляемой деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов, иным негативным изменениям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия, на благоприятные условия жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Отсутствие разработанного и утвержденного проекта ориентировочного размера санитарно -защитной зоны для котельной, эксплуатируемой Обществом, размера санитарно-защитной зоны не может способствовать уменьшению воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, не обеспечивает надлежащий уровень безопасности населения при эксплуатации котельной в штатном режиме.
Эксплуатация котельных без учета санитарных требований создает угрозу безопасности здоровья людей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора.
Руководствуясь ст.12, 56,194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» удовлетворить.
Обязать ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» разработать и утвердить проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны на котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, согласно действующих санитарно-эпидемиологических правил, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» установить размеры санитарно-защитной зоны на котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в 10 -дневный срок.
Судья – Л.А.Груздева
а