о взыскании недоначисленного пособия по беременности и родам



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Данелюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 24 декабря 2010 года дело по иску Пановой И.Б. к <данные изъяты> о взыскании недоначисленного пособия по беременности и родам,

УСТАНОВИЛ:

Панова И.Б. обратилась в суд с иском к <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) о взыскании недоначисленного пособия по беременности и родам в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. В обоснование иска Панова И.Б. указала, что с 26.02.2007 года работает в <данные изъяты> в должности заместителя начальника юридического отдела, референт государственной гражданской службы 2 класса. С 01.06.2009 года по 18.10.2009 года находилась в отпуске по беременности и родам продолжительностью 140 дней, в связи с чем, ей выплачено пособие в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Однако в средний заработок, из которого было исчислено пособие по беременности и родам, не были включены средства материального стимулирования в виде ежеквартальной премии, выплаченной в 2007 году. В связи с чем, ей недополучена сумма в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, которую просит взыскать с ответчика <данные изъяты>. В качестве третьего лица истцом заявлено <данные изъяты>, которое Панова И.Б. просит возместить расходы страхователю (ответчику), связанные с перерасчетом пособия по беременности и родам в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании истица Панова И.Б. не присутствовала, в представленном суду ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика <данные изъяты> Б. , действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, полагает, что пособие истице начислено в полном объеме, поскольку средства материального стимулирования не входят в систему оплаты труда государственного служащего.

Представитель третьего лица <данные изъяты> А. в судебном заседании требования истицы не признала, считает требования истицы к <данные изъяты> об обязании возместить расходы страхователю (ответчику), связанные с перерасчетом пособия по беременности и родам в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, заявленными в защиту прав и законных интересов <данные изъяты> и не затрагивающими интересов и прав Пановой И.Б.

Заслушав представителя ответчика <данные изъяты> Б. , представителя третьего лица <данные изъяты> А. , исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 года N 207-ФЗ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Аналогичная норма (относительно периода расчета среднего заработка) содержится в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Согласно ст. 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

На основании ст. 5.1 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ) порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 п. 2 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», действовавшего на момент страхового случая, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 14 данного Федерального закона особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

На основании абзаца 2 п. 1 ст. 237 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) (в редакции Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 было утверждено «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» (далее также – Положение).

Пунктом 2 данного Положения, в редакции, действовавшей до 01.01.2010 года в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпунктам «к», «и» к данным выплатам относятся также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Согласно пункту 6 Положения пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам.

Как следует из пункта 14 Положения, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:

ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;

премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 30.12.2006 года N 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию», согласно которому с 01.01.2007 года исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Таким образом, пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляются одинаково.

Судом установлено, что 26.02.2007 года <данные изъяты> с Пановой И.Б. был заключен служебный контракт № 45 (далее Служебный контракт № 45).

По условиям служебного контракта Панова И.Б. обязалась исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста эксперта отдела ввода и обработки данных <данные изъяты>.

Приказом № 02-74/46 от 15.05.2009 года <данные изъяты> Панова И.Б. переведена на должность заместителя начальника юридического отдела.

15.05.2008 года, 16.10.2008 года, 29.12.2008 года, 15.05.2009 года и 04.11.2010 года между сторонами были заключены дополнительные соглашения № 90, № 116, № 192, № 65 и № 49 соответственно к служебному контракту № 45.

В указанных дополнительных соглашениях был изложен в новой редакции п. 9 служебного контракта № 45.

Как следует из п. 9 служебного контракта № 45 государственному гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежемесячного отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пановой И.Б. ответчику был предъявлен листок нетрудоспособности серия ВН 4184953 в связи с дородовым и послеродовым отпуском с 01.06.2009 года по 18.10.2009 года.

Всего ответчиком определено пособие по беременности и родам в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, которое было рассчитано с 01.06.2009 года по 18.10.2009 года.

При расчете пособия по беременности и родам в заработок Пановой И.Б. не включены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» установлено, что с 01.01.2007 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование государственных служащих органов <данные изъяты> осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением <данные изъяты> законодательства.

В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N 90н был утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов <данные изъяты>.

Пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов <данные изъяты>, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 года N 90н предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

При этом Федеральный закон от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и «Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375, предусматривают, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (а не денежным содержанием), учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие «система оплаты труда» отсутствует.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Изложенное буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклада денежного содержания и дополнительных выплат), но поскольку их выплата предусмотрена законом, то они включаются в систему оплаты труда.

Материальное стимулирование сотрудников <данные изъяты> предусмотрено нормативным правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации, при этом данное материальное стимулирование выплачивается в виде премий за качество исполнения ими своих должностных обязанностей.

То есть Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено премирование государственных гражданских служащих. При этом указание на то, что данные выплаты не относятся к системе оплаты труда, данное постановление не содержит.

С начисленной Пановой И.Б. премии был уплачен единый социальный налог, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.

С учетом изложенного, суд считает, что средства материального стимулирования, выплаченные Пановой И.Б. в виде премии, должны учитываться при расчете пособия по беременности и родам.

Представленные ответчиком расчеты пособия по беременности и родам, произведенные с учетом премий, выплаченных Пановой И.Б., представителем ответчика не оспаривались.

Суд приходит к выводу о том, что при включении в состав заработка для начисления пособия по беременности и родам, размер пособия по беременности и родам, выплаченного истице, был бы на <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек больше, в связи с чем, указанная сумма в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.

Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Истица предъявляет требования об обязании третьего лица – <данные изъяты> – возместить расходы страхователю (ответчику), связанные с перерасчетом пособия по беременности и родам в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица – <данные изъяты>, в то время как федеральными законами ей не предоставлено такого права.

Все споры, возникшие между <данные изъяты> и <данные изъяты>, разрешаются арбитражным судом.

Руководствуясь ст.ст. 12, 39, 56, 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пановой И.Б. к <данные изъяты> удовлетворить.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу Пановой И.Б. недоначисленное пособие по беременности и родам за период с 01.06.2009 года по 18.10.2009 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья- А.В. Кондратюк

к