Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составепредседательствующего судьи Кондратюка А.В.,при секретаре Данелюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 13 января 2011 года дело по иску Романа Д.Э. к Федеральному бюджетному учреждению <данные изъяты> о взыскании компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
Роман Д.Э. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, причиненного ненадлежащими материально-бытовыми условиями содержания в штрафном изоляторе (ШИЗО) в период его нахождения в <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований Роман Д.Э. указал, что в период содержания в ШИЗО <данные изъяты> в камерах отсутствовали раковина, унитаз, дневной яркий свет. В дополнение к иску указал, что в период содержания в ШИЗО, он не получал надлежащее питание, а также указал, что баня для помывки осужденных <данные изъяты> не была оборудована душем.
Истец Роман Д.Э. в суде не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется его расписка.
В судебном заседании представитель <данные изъяты> В. с иском не согласился, ссылаясь на то, что Роман Д.Э. в период содержания в ШИЗО был обеспечен необходимыми материально-бытовыми условиями, при этом указал, что каждая камера ШИЗО <данные изъяты> снабжена раковиной и унитазом типа «чаша Генуя», изолированными между собой перегородкой высотой 1,5 метра, в камерах имеется естественное и искусственное освещение, в период содержания в ШИЗО, Роман Д.Э. получал надлежащее питание в соответствии с существующими нормами положенности, установленными законодательством, а также указал, что Роман Д.Э. имел возможность посещать баню <данные изъяты>, которая оборудована душем.
Оценив показания представителя ответчика, свидетелей Б. , А. , исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Роман Д.Э. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> году <данные изъяты> месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в <данные изъяты>, начало срока .... Конец срока .... Прибыл в <данные изъяты> <адрес> ... из СИЗО <адрес>. ... убыл в СИЗО-1 <адрес>.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяет материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров (часть 1 статьи 99 УИК РФ).
В силу ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Согласно п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания, в виде водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Поскольку водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор является мерой взыскания, применяемой к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания, условия содержания в штрафных изоляторах предполагают дополнительную изоляцию осужденных, ограничение конкретных прав, усиление в отношении их режимных требований. Водворение осужденных в штрафной изолятор относится к наиболее суровым видам дисциплинарных наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, приносящих дополнительные лишения за дисциплинарные проступки, совершенные в местах отбывания наказания.
Из материалов дела следует, что осужденный Роман Д.Э. в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в <данные изъяты> с ... по ... трижды водворялся в штрафной изолятор: ... на 15 суток за отказ от работы; ... на 15 суток за курение в неотведенном месте; ... на 15 суток за выражение нецензурной бранью.
Приказом ФСИН Министерства Юстиции Российской Федерации от 27.07.2006 года № 512, утверждены номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Пунктом 2 раздела II норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, предусмотрено, что камера штрафного изолятора оборудуется: откидной металлической кроватью с деревянным покрытием; столом для приема пищи; тумбой для сидения; умывальником (рукомойником).
Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 года № 130-дсп, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Пунктом 14.53 названной Инструкции определено, что камеры ШИЗО следует оборудовать унитазами (напольными чашами) и умывальниками. Допускается в камерах на 2 и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальники – за пределами кабины.
Из представленных в материалы дела технического паспорта на здание штрафного изолятора <данные изъяты>, составленного ГУП РК «РБТИ» по состоянию на 03.05.2007 года, фотографий камер ШИЗО следует, что камеры штрафного изолятора оборудованы системой вентиляции, водоснабжением, раковиной и унитазом типа напольной чаши (чаша Генуя), имеют естественное и искусственное освещение.
В процессе рассмотрения дела суду не представлено и судом не добыто доказательств того, что в период содержания Романа Д.Э. в ШИЗО, внутренняя система освещения, водоснабжения или санитарно-бытовое оборудование камер имели недостатки.
Из справок <данные изъяты> прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 12.02.2009 года, 23.03.2009 года, 22.04.2009 года, 21.05.2009 года, 04.06.2009 года, 17.07.2009 года, 09.09.2009 года, 25.09.2009 года, 31.10.2009 года следует, что при неоднократных проверках исполнения администрацией <данные изъяты> требований уголовно-исполнительного законодательства РФ при водворении осужденных в ШИЗО было установлено, что камеры ШИЗО оборудованы в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ и ведомственных нормативных актов. Санитарное состояние и температурный режим в камерах соблюдается. Руководство колонии и медицинские работники посещают ШИЗО ежедневно. В ШИЗО на момент проверок имелось необходимое количество комплектов подменной одежды, постельного белья, а также матрасов, одеял и подушек, при этом постельные принадлежности, одежда ШИЗО стираются своевременно. Банные дни для осужденных, содержащихся в ШИЗО проводятся регулярно (не реже одного раза в неделю). В ходе проверок и приема осужденных жалоб не поступало.
Как следует из показаний представителя ответчика <данные изъяты> В. , осужденные отбывающие наказание в <данные изъяты> и осужденные водворенные в ШИЗО обеспечиваются питанием по одним и тем же нормам.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания, на мирное время». При этом данное постановление определяет не выдачу конкретных продуктов питания осужденным, а устанавливает минимальные суточные нормы питания для осужденных в целях использования этих продуктов в процессе приготовления пищи.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ, Приказом Министерства юстиции РФ от 2 августа 2005 г. № 125 утверждены: минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 1); минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение 5); нормы замены продуктов при выдаче их по нормам питания для осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (приложение N 8). Согласно примечанию 1 приложения 1 к указанному приказу, по данной норме также обеспечиваются осужденные к лишению свободы, находящиеся в колониях-поселениях ФСИН России.
Из анализа представленных суду материалов по использованным продуктам для питания осужденных <данные изъяты> (закладка продуктов) за период с ... по ... года следует, что Роман Д.Э. в период содержания в ШИЗО получал надлежащее питание в соответствии с нормами, установленными вышеуказанными нормативными актами. Доказательств обратного суду не представлено.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б. , суду показала, что работает младшим инспектором группы надзора <данные изъяты>, неоднократно заступала на дежурство в качестве инспектора по ШИЗО. В период содержания в ШИЗО осужденного Романа Д.Э., камеры штрафного изолятора были оборудованы раковиной и унитазом типа напольной чаши, в камерах имелось достаточное освещение, в задании ШИЗО имелся душ. Кроме того показала, что во время ее дежурств, содержащиеся в ШИЗО осужденные, в том числе осужденный Роман Д.Э. получали надлежащее питание, и жалоб по данному поводу от них не поступало.
Свидетель А. дала показания аналогичные показаниям Б.
Материалами дела установлено, что в <данные изъяты> имеется банно-прачечный комплекс, где располагаются помещения для помывки осужденных, оборудованные необходимыми сантехническими приборами и инвентарем, в том числе душем.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что изложенные Романом Д.Э. в заявлении в качестве обоснований заявленных требований факты ненадлежащего материально-бытового обеспечения, неполучения надлежащего питания в период содержания в ШИЗО <данные изъяты> не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Следовательно, отсутствуют и нарушения со стороны <данные изъяты> прав истца Романа Д.Э., в связи с чем оснований полагать, что последний перенес какие-либо нравственные страдания, не имеется.
На основании изложенного, суд считает, что исковое требование Романа Д.Э. к Федеральному бюджетному учреждению <данные изъяты> о взыскании компенсации морального вреда не основано на законе, и поэтому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Романа Д.Э. к Федеральному бюджетному учреждению <данные изъяты> о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья- А.В. Кондратюк
к