Восстановление на работе



Дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.

с участием прокурора Васильевой М.С.,

истца Еремий Е.С.,

представителя истца по ордеру Морозова А.Ф.,

представителей ответчика – ОАО «...» Т., Б.,

при секретаре Исаковой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 14 июня 2011 года дело по иску Еремий Е.С. к ОАО «...» о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением,

УСТАНОВИЛ:

Еремий Е.С. обратилась в суд с иском к ОАО «...» о восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере ... руб. В обоснование своих требований указала, что с ... принята специалистом отдела кадров 6 разряда на период отсутствия основного работника, ... была уволена с работы на основании ст.77 п.2 ТК РФ. Считает увольнение незаконным, так как является беременной.

Истица Еремий Е.С. и ее представитель адвокат Морозов А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснили, что Еремий Е.С. не были предложены вакансии, тем самым ответчиком нарушена процедура увольнения беременной женщины.

Представители ответчика по доверенности Т., Б. в судебном заседании исковые требования истца не признали, пояснив, что свободных вакансий на предприятии не имелось, в связи с чем, увольнение является законным и обоснованным.

Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить исковые требования, проверив и оценив в совокупности исследованные доказательства, документы, представленные в ходе судебного разбирательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований, предъявленных к ответчику.

В судебном заседании установлено, что ... Еремий Е.С. была принята на работу специалистом по кадрам 6 разряда на основное место работы в ОАО «...», что следует из приказа ... от .... Из трудового договора ... от ... следует, что Еремий Е.С. принята на работу на определенный срок – на период отсутствия основного работника С.

... Еремий Е.С. была уволена в связи с выходом основного работника С. в соответствии с п.2 ст. 77 ТК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В соответствии со статьей 79 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

Судом установлено, что ... основной работник С. обратилась к директору ОАО «...» с письменным заявлением, указав свое желание приступить к работе с .... Данное заявление было удовлетворено, в связи с чем, вынесен приказ от ... «Об установлении неполного рабочего дня» (л.д. 30-32).

... приказом от ... ... Еремий Е.С. была уволена в связи с выходом основного работника С. по истечении срока трудового договора (п. 2 ст.77 ТК РФ).

Срок трудового договора может определяться не только конкретной датой, но и событием, как в данном случае - для замещения отсутствующей работницы на время ее отпуска по беременности и родам и в нем это указано. Поэтому факт окончания отпуска и будет основанием для увольнения принятого на ее место работника по п. 2 ст. 77 ТК РФ, то есть в связи с истечением срока договора (ч. 3 ст. 79 ТК РФ).

В ходе судебного разбирательства по настоящему спору нашел подтверждение тот факт, что истица на период увольнения находилась в состоянии беременности и временно нетрудоспособна, что следует из справки ВКК от ... (л.д. 16) и копий листков нетрудоспособности.

Как пояснили представители ответчиков, им не было на момент увольнения известно о беременности Еремий Е.С., что опровергается уведомлением (предупреждением) от ...1 года, направленного истице по почте и полученного ею ....

В уведомлении ОАО «...» разъясняет истице ст. 261 ТК РФ и указывают, что вакансий соответствующих квалификации Еремий Е.С. согласно штатному расписанию не имеется (л.д. 4).

В соответствии с положениями ст. 261 Трудового кодекса РФ, из содержания которой следует, что увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности допускается при наличии одновременно двух условий: если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Таким образом, обязанность по соблюдению гарантий беременным женщинам Законом возложена на работодателя, а не на самого работника.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о соблюдении работодателем требований вышеприведенной нормы.

По утверждению истицы никакие имеющиеся вакантные должности ей не предлагались. Более того, сообщение об отсутствии вакансий, соответствующих ее квалификации было направлено после увольнения. Данный факт ответчиком не оспаривался.

По заявлению истицы были проведены проверки по факту ее увольнения прокуратурой ..., инспекцией труда, а также Следственным отделом по ....

Сведения об отсутствии каких-либо вакансий, соответствующих квалификации Еремий Е.С., так и вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, поступили от ответчика после обращения Еремий Е.С. в вышеуказанные органы с заявлениями.

В ходе проверок выяснялся вопрос о наличии по состоянию на ... вакансий в ОАО «...». Ответчиком представлялись документы, подтверждающие отсутствие вакансий.

Данный вопрос выяснялся и в ходе судебного разбирательства.

Согласно штатному расписанию по состоянию на ... в ОАО «...» вакансии отсутствуют.

Из штатного расписания также следует, что должность специалиста по ГО 6 разряда замещена главным энергетиком Ш. с доплатой 50% с ....

Материалами дела подтверждается, что Ш. обратился с письменным заявлением ... о возложении на него обязанностей специалиста по ГО и ЧС с доплатой 50 % от 0,5 ставки 6 разряда.

Из приказа от ... ... «об исполнении обязанностей» следует, что на Ш. возложены обязанности специалиста ГО на время отсутствия основного работника с доплатой 50 % оклада от 0,5 ставки 6 разряда.

Указанная формулировка – на время отсутствия основного работника – неверна, так как указанная должность была вакантной.

Ответчиком также представлены дополнительное соглашение к трудовому договору, заключенному с Ш., должностную инструкцию специалиста ГО, подписанную им же ..., табель учета рабочего времени за апрель 2011 года.

В табеле проставлены дни работы в должности главного энергетика по 12 разряду. На полях имеется приписка – 50% 15 дней за специалиста по ГО.

Табель учета рабочего времени – документ, на основании которого производится начисление заработной платы.

В материалах дела отсутствует табель учета рабочего времени, подтверждающих работу Ш. в должности специалиста ГО, что ставит под сомнение факт работы Ш. в должности специалиста ГО, так как расчет заработной платы по совмещаемой должности производится с учетом оклада (тарифной ставки), установленной по этой должности.

Судом также установлено, что в ходе проведения прокурорской проверки ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» не представляла дополнительное соглашение к трудовому договору Ш., приказ об исполнении обязанностей специалиста ГО от ... не имел порядкового номера, также не имелась подписанная им должностная инструкция.

Судом запрашивался журнал (книга) регистрации приказов.

Представителями ответчика были даны пояснения, что приказы по личному составу регистрируются, но указанный приказ в отношении Ш. не относится к приказам по личному составу, нумерация таких приказов производится произвольно.

Судом обозревалась папка с указанными приказами. Наряду с приказами с порядковыми номерами, имеются приказы с дополнительными номерами, как приказ в отношении Ш.....

Документами по личному составу Закон об архиве называет документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (п. 3 ст. 3 Закона об архиве).

Документы, отнесенные к категории документов по личному составу, должны храниться у того юридического лица, где человек работал, в течение 75 лет после его увольнения (ст. 22 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Приказы по личному составу являются важнейшими документами, составляемыми в процессе документирования трудовых отношений, в которых фиксируются правовые отношения работников и работодателя. Приказы по личному составу относятся к обязательным кадровым документам.

Все приказы по личному составу обязательно регистрируются. Для этого используют одну из регистрационных форм: книгу (журнал) регистрации или регистрационные карточки. В регистрационной форме указываются: дата и номер приказа, содержание приказа, лицо, подписавшее приказ и номер дела, в которое приказ подшивается для оперативного хранения.

Все изданные приказы по личному составу следует фиксировать в журнале учета приказов по личному составу. Журнал учета приказов по личному составу должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью, подписью руководителя.

Ответчиком нарушены правила регистрации, учета и хранения приказов по личному составу.

Суд не может не принять во внимание то, что документы представленные прокурору ... не соответствуют документам, представленным суду.

Кроме того, в ходе проверки прокуратурой района были отобраны объяснения у Ш., где он пояснил, что трудовой договор в должности специалиста ГО им до сих пор не подписан. Объяснения были даны ....

В судебное заседание ответчиком представлено дополнительное соглашение к трудовому договору о возложении на Ш. обязанностей специалиста ГО в порядке совмещения должностей датированное ....

Суд признает представленные табель учета рабочего времени, приказ ..., дополнительное соглашение к трудовому договору Ш., ненадлежащими доказательствами, неспособными подтвердить подлежащие доказыванию факты, поскольку составлены не в соответствии с правилами их составления, и не ..., а позже после обращения Еремий Е.С. с заявлениями в прокуратуру и инспекцию труда, после увольнения Еремий Е.С.

Как пояснил свидетель Ш. в судебном заседании, за период работы в должности специалиста ГО с ... по день рассмотрения дела судом должностные обязанности специалиста ГО, предусмотренные инструкцией, им не выполнялись. Кроме того, ранее Ш. неоднократно обращался к директору, просил дать ему возможность подработать. ... ему было предложено исполнять обязанности специалиста ГО.

Данная должность длительное время была вакантной, что подтверждалось истицей и не оспаривалось ответчиком.

К показаниям свидетеля суд относится критически, так как являясь работником ОАО «...» и находясь в подчинении у руководства ответчика, показания Ш. направлены на то, чтобы Еремий Е.С. было отказано судом в удовлетворении ее требований.

Истица поясняла, что в период отзыва ее на работу во время нахождения на больничном с ... по ..., она разносила по папкам ранее вынесенные приказы, среди которых приказ о возложении обязанностей специалиста ГО на Ш. отсутствовал.

Все вышеуказанные неустранимые противоречия в документах, касающихся возложения обязанностей специалиста ГО на Ш., составление их с явным нарушением действующего законодательства, позволяют суду сделать вывод, что действия работодателя – ОАО «...» направлены не на предоставление Ш. возможности подработать, а на то, чтобы занять имеющуюся вакантную должность, с целью доказать отсутствие возможности продления с Еремий Е.С. трудового договора до окончания беременности.

Кроме того, в материалах прокурорской проверки имеются приказы от ... ... о приеме на основное место работы с ... Т. инженером ГО и ЧС на 0,5 ставки по 6 разряду и приказ о приеме на основное место работы ... с ... Т. контролером 3 разряда. Приказа об увольнении Т. с должности инженера ГО и ЧС или аннулировании приказа ... от ... не имеется.

Согласно штатному расписанию должность инженера ГО и ЧС отсутствует.

В своих объяснениях, данных прокурору, Т. указала, что приступила к работе контролера. Инженером по ГО и ЧС не работала.

Часть первая статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающая увольнение по инициативе работодателя беременных женщин (кроме случаев ликвидации организации), относится к числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующими вопросы расторжения трудового договора, - как общими, так и предусматривающими особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со статьями 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Такого рода повышенная защита предоставляется законодателем беременным женщинам как нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда, с тем чтобы, с одной стороны, предотвратить возможные дискриминационные действия недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем необходимости предоставления им отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, иных предусмотренных законодательством гарантий и льгот в связи с материнством (глава 41 Трудового кодекса Российской Федерации), а с другой - в силу того, что даже при наличии запрета отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (часть четвертая статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации), поиск работы для беременной женщины чрезвычайно затруднителен.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что работодателем-ответчиком нарушена процедура увольнения истицы по основаниям, указанным в п.2 ст.77 ТК РФ, также в ходе рассмотрения дела ответчиками не представлены допустимые и относимые доказательства невозможности продления трудового договора с Еремий Е.С. до окончания ее беременности по причине отсутствия как вакантных должностей или работы, соответствующей квалификации женщины, так и вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, в следствии чего, Еремий Е.С. подлежит восстановлению на работе.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться, в частности, в случае незаконного увольнения.

Пунктом 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922, установлено, при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности…

В соответствии с данной нормой суд при расчете заработка за время вынужденного прогула исключает из заработка истицы суммы компенсации за неиспользованный отпуск, оплату билетов.

За период работы с ... по ... истица отработала 80 дней, заработок за отработанное время составил всего ... руб. Средний дневной заработок истца составит ... руб. (... : 80).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

В период вынужденного прогула истица находилась на больничном, что подтверждается листками нетрудоспособности. Заработная плата за время вынужденного прогула не подлежит уменьшению на сумму пособия по временной нетрудоспособности полученную истицей.

За время вынужденного прогула с ... по ... (34 рабочих дня) включительно истцу должна быть выплачена заработная плата в размере ... руб. (... х 34).

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается независимо от подлежащего возмещению материального ущерба. Учитывая обстоятельства увольнения, переживания истицы по поводу незаконного лишения работы, состояние ее беременности, суд определяет размер подлежащей взысканию с ответчика денежной компенсации морального вреда в ... руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Еремий Е.С. на работе в специалиста по кадрам шестого разряда ОАО «...» с ....

Взыскать с ОАО «...» в пользу Еремий Е.С. заработную плату за время вынужденного прогула за период с ... по ... включительно в размере ... руб., компенсацию морального вреда в размере ... руб., госпошлину в доход Муниципального образования ... «...» в размере ... руб.

Решение в части восстановления на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана кассационная жалоба или представление прокурора в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2011 года в 17 часов.

судья - Е.В. Рыжкова