О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-735/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2011 года с.Айкино

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Груздевой Л.А.,

при секретаре Пирязевой Т.А.,

с участием прокурора Кипрушева Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Панова Л.Г. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» об обязании предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Усть-Вымского района в соответствие с нормами предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Панова Л.Г., ..., обратился в суд с иском к администрации МР «Усть-Вымский» об обязании предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Усть-Вымского района в соответствие с нормами предоставления жилого помещения. В обоснование иска указал, что Панов Л.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после смерти отца и лишения родительских прав матери. На момент получения статуса сироты, Панов Л.Г. проживал в ..., который имеет износ 80% и непригоден для проживания. Жилое помещение за Пановым Л.Г. не закреплялось. В 2005 году Панов Л.Г. окончил МОУ «СОШ ...» ... С 2007 года состоял на учете в Агентстве РК по социальному развитию в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в настоящее время состоит на учете в администрации МР «Усть-Вымский».

В судебном заседании прокурор Кипрушев Д.Н. исковые требования к администрации МО МР «Усть-Вымский» поддержал, просил обязать администрацию МО МР «Усть-Вымский» предоставить Панову Л.Г. жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Усть-Вымского района жилого помещения, площадью не менее 33 кв.м.

Истец Панов Л.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации МР «Усть-Вымский» в судебном заседании не присутствовал, о времени и дне судебного заседания извещен надлежаще.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, помещения предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из преамбулы и ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

...

Согласно паспорта Панов Л.Г. с 03.12.2001 года зарегистрирован по адресу: .... Заключением межведомственной комиссии от 14.11.2008 года жилой дом ... признан непригодным для проживания. Исходя из сведений, представленных УФРС по РК, Панов Л.Г. в собственности жилые помещения не имеет.

Поскольку судом установлено, что Панов Л.Г., 25.10.1986 года рождения, не достиг 23 летнего возраста, не имеет закрепленного жилья, пригодного для проживания, следовательно у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Социальная поддержка социально незащищенных категорий граждан гарантирована законодательством и Конституцией Российской Федерации и может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

Согласно ст. 1. Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены с 1.01.2011 года государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Суд, учитывая все обстоятельства по делу, находит исковые требования об обязании администрации МР «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Панова Л.Г. жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении нормы предоставления Панову Л.Г. жилого помещения, суд исходит из следующего.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до 1 января 2011 года обеспечивались жилой площадью в соответствии с Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» и жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра как одиноким гражданам.

Однако частью 1 статьи 9 Закона РК от 22.11.2010 года в редакции Закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органам местного самоуправления.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года часть 1 статьи 9 Закона РК от 22.11.2010 года в редакции Закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.

Согласно позиции Конституционного Суда Республики Коми, выраженной им в постановлении от 11 июля 2011 года, с вступлением в силу Закона Республики Коми от 22.11.2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011 года № 32-РЗ, условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.

Учитывая вышеприведенные нормы закона, суд находит правильным обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Панову Л.Г. жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека общей площадью не менее 33 квадратных метра.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Вымского района в интересах Панова Л.Г. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Панову Л.Г. жилое помещение, пригодное для постоянного проживания на состав семьи из одного человека в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Усть-Вымского района Республики Коми, общей площадью не менее 33 квадратных метра.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

...

Судья ...

... Л.А. Груздева