Дело № 2-649/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации при секретаре Данелюк Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 04 октября 2011 года дело по иску Мазура Р.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о предоставлении благоустроенного жилого помещения У С Т А Н О В И Л : Мазур Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о предоставлении вне очереди на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в <Обезличено> общей площадью не менее <Обезличено> кв. метра на состав семьи <Обезличено>. В обоснование требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним, на основании Постановления главы администрации МО «Усть-Вымский район» от <Обезличено> года № <Обезличено>, жилое помещение по адресу: <Обезличено>, является непригодным для проживания. На основании ст. 8 Закона РФ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, однако жильем не обеспечен до настоящего времени. В судебном заседании Мазур Р.В. исковые требования поддержал. Представитель ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Б. в суде, не оспаривая право Мазура Р.В. на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с иском не согласился, ссылаясь на недостаточность денежных средств на указанные цели. Считает, что на момент рассмотрения дела истец не имеет статуса нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку в администрацию муниципального района «Усть-Вымский» для включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, он не обращался и в список не включен. Истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления не состоит. Заслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ). Аналогичные положения содержаться в Законе Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма». В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 01.01.2011 наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Мазур Р.В., <Обезличено> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Ж. умерла <Обезличено> года, а отец – Е. лишен родительских прав на основании решения Усть-Вымского районного суда от <Обезличено> года. Материалами дела установлено, что Мазур Р.В. вместе с сестрой Д. был направлен в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<Обезличено>». Постановлением Главы МО «Усть-Вымский район» от <Обезличено> года № <Обезличено> «О принятии в собственность МО «Усть-Вымский район» жилых помещений и предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», Д., Мазуру Р.В., И. , З. на состав семьи из <Обезличено> было предоставлено частично благоустроенное применительно к условиям <Обезличено> жилое помещение, общей площадью <Обезличено> кв.м., расположенное по адресу: <Обезличено>. Из постановления главы администрации МР «Усть-Вымский» от <Обезличено> года № <Обезличено> «О сохранении жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» следует, что за истцом сохранено жилое помещение по адресу: <Обезличено>. Судом установлено, что Мазур Р.В. в период с <Обезличено> года по <Обезличено> года проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Материалами дела установлено, что нанимателем квартиры № <Обезличено> дома № <Обезличено> по ул. <Обезличено> является Д. на основании договора социального найма жилого помещения от <Обезличено>. Вместе с ней в указанное жилое помещение вселены и зарегистрированы по данному адресу: брат Мазур Р.В., брат Г., сестра В., дочь А. . Актом № <Обезличено> Межведомственной комиссии администрации городского поселения <Обезличено> по вопросам использования жилых помещений муниципального жилищного фонда городского поселения <Обезличено>, действующей на основании постановления главы городского поселения <Обезличено> от <Обезличено> года, квартира № <Обезличено> в доме № <Обезличено> по ул. <Обезличено>, была признана пригодной для проживания в соответствии с установленными требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Вступившим в законную силу решением <Обезличено> суда <Обезличено> от <Обезличено> года данный акт Межведомственной комиссии признан незаконным, а квартира № <Обезличено> в доме № <Обезличено> по ул. <Обезличено> признана непригодной для проживания. Из материалов дела следует, что Мазур Р.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Обезличено>. Как следует из представленных суду данных <Обезличено>, сведений о нахождении в собственности Мазура Р.В. жилого помещения не имеется. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец Мазур Р.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет пригодного для проживания закрепленного жилого помещения, в связи с чем, не утратил право на внеочередное предоставление жилья. Таким образом, суд считает, что Мазур Р.В. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поэтому требования о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Довод представителя ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Б. о том, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления не состоит, судом не может быть принят во внимание в качестве основания к отказу истцу в иске о предоставлении жилого помещения, поскольку Мазур Р.В. как лицо, обладающее правом на внеочередное предоставление жилья, в установленном законом порядке жильем не обеспечен, предоставленное жилое помещение – <Обезличено> непригодно для проживания, на момент предоставления оно не отвечало требованиям законодательства, являлось частично благоустроенным, площадь предоставления не была соблюдена. Довод представителя ответчика о том, что истец не имеет статуса нуждающегося в жилом помещении, поскольку в администрацию муниципального района «Усть-Вымский» для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, он не обращался и в список не включен, судом не может быть принят во внимание, поскольку бездействие Мазура Р.В. по своевременному обращению в органы, отвечающие за постановку на учет и реализацию жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу социального статуса истца, нельзя расценивать как виновное. Ссылка представителя ответчика на недостаточность денежных средств для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств на указанные цели не является основанием для освобождения администрации муниципального района «Усть-Вымский» от возложенной на нее обязанности. Кроме того Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ вышеуказанные полномочия с 01.01.2011 переданы органам местного самоуправления и одновременно предусмотрено, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется исходя из различных расходов, рассчитанных по соответствующим Методикам (статья 12). Удовлетворяя исковые требования, суд применяет ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ, согласно которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью не менее <Обезличено> квадратных метров на состав семьи <Обезличено>, а также учитывает то, что жилое помещение должно отвечать требованиям, указанным в ст. 15 ЖК РФ применительно к условиям <Обезличено>. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мазура Р.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Мазуру Р.В. на состав семьи <Обезличено> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее <Обезличено> квадратных метров на состав семьи <Обезличено> в черте <Обезличено>. Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья - А.В. Кондратюк