О включении в трудовой стаж периода службы в армии



Дело № 2-954/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,

при секретаре Исаковой З.В.,

с участием истца Костюкова И.Ю.,

представителя ответчика УПФ РФ в Усть-Вымском районе – Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино 02 ноября 2011 года дело по исковому заявлению Костюкова И.Ю. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе о включении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.10.1985 года по 30.04.1987 года, и назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Костюков И.Ю. обратился в Усть-Вымский районный суд с иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе о включении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.10.1985 года по 30.04.1987 года, и назначении досрочной пенсии, указывая в обоснование своих требований, что ответчик не включил указанные периоды в стаж, в назначении досрочной пенсии отказал, в связи с тем, что не выработан требуемый педагогический стаж работы 25 лет.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ГУ - Управления пенсионного фонда РФ по Усть-Вымскому району Х. иск не признала.

Заслушав истца, представителя ответчика Х., исследовав и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Костюков И.Ю. в период с 15 августа 1985 года по 14 октября 1985 года и с 01 июня 1987 года по настоящее время работает директором общеобразовательной школы в пос. Казлук. В период с 14.10.1985 года по 30.04.1987 года служил в армии.

Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми <Номер> от <Дата> истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец служил в армии с 14 октября 1985 года по 30 апреля 1987 года, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Поскольку на момент осуществления Костюковым И.Ю. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, суд приходит к выводу, что дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Костюковым И.Ю. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения Костюкова И.Ю. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии общий трудовой стаж Костюкова И.Ю. составил 28 лет 7 месяцев 11 дней, педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, по состоянию на 29.04.2011 года составил 23 года 11 месяцев 28 дней. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Костюков И.Ю. с учетом включения в педагогический стаж период службы в Вооруженных Силах СССР, на день обращения за назначением пенсии приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Поскольку Костюков И.Ю. обратился за назначением досрочной трудовой пенсии 29.04.2011 года, то и пенсия должна быть назначена с 29.04.2011 года, поскольку назначение пенсии предполагает заявительный характер.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми включить Костюкову И.Ю. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.10.1985 года по 30.04.1987 года.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми назначить Костюкову И.Ю. досрочную пенсию по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 29.04.2011 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок со дня вынесения решения.

Судья - Е.В.Рыжкова