Дело № 2-890/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации при секретаре Пирязевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми <Дата> дело по иску прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Калимовой М. Н. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. на территории села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи одного человека, в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Усть-Вымского района У С Т А Н О В И Л : Прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением в интересах Калимовой М. Н. к администрации муниципального района «Усть-Вымский», в котором просит обязать ответчика предоставить Калимовой М.Н. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. на территории села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи одного человека, в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Усть-Вымского района. В обоснование требований указал, что Калимова М.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением Усть-Вымского районного суда от <Дата> родители Калимовой М.Н. – К. и К.Н. лишены родительских прав, однако жилое помещение за Калимовой М.Н. не закреплялось, Калимова М.Н. жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, последняя зарегистрирована по адресу приемного родителя: <Адрес>, но после окончания обучения, проживает с ребенком и сожителем по адресу: <Адрес>, в настоящее время состоит на учете граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма <Обезличено> и имеющих право на получение жилья вне очереди. В судебном заседании Калимова М.Н. исковые требования поддержала, просила предоставить ей благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. на территории села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи одного человека, пояснив, что имея статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она нуждается в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, поскольку своим жильем до настоящего времени не обеспечена, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес>, но, начиная с <Дата> года проживает с ребенком и сожителем в селе Айкино Усть-Вымского района, где временно снимает жилое помещение, там же трудоустроилась, в настоящее время находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, выразила намерение остаться на постоянное место жительства в селе Айкино Усть-Вымского района. Прокурор Усть-Вымского района Республики Коми Петрова С.С. требования Калимовой М.Н. поддержала. Представитель ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Тушина Н.Е. в суде, не оспаривая право Калимовой М.Н. на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с иском не согласилась, ссылаясь на недостаточность денежных средств на указанные цели, а также на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, поскольку <Адрес> не является постоянным местом жительства Калимовой М.Н., так как последняя зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес>. Заслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, помещения предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из преамбулы и ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Как следует из материалов дела, Калимова М.Н., <Дата> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители мать К. и отец К.Н. лишены родительских прав на основании заочного решения Усть-Вымского районного суда от <Дата>. Постановлением главы администрации Кожмудорского сельсовета от <Дата> <Номер> опекуном над несовершеннолетней Калимовой М.Н. была назначена В., умершая <Дата> в <Адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти <Номер> от <Дата>. Установлено, что Калимова М.Н. зарегистрирована по месту жительства бывшего опекуна В. по адресу: <Адрес> Республики Коми. Вместе с ней по данному адресу зарегистрированы по месту жительства: ее дочь К.Е., <Дата> года рождения, сыновья В. – И.В., <Дата> года рождения и И.Н., <Дата> года рождения, при этом данное жилое помещение никому из названных лиц не принадлежит. Как следует из представленных суду данных филиала ФГУП РК «Республиканское бюро технической инвентаризации», Усть-Вымского отдела Управления Росреестра по <Адрес>, сведений о нахождении в собственности Калимовой М.Н. жилого помещения не имеется. Материалами дела установлено, что Калимова М.Н. в <Дата> году окончила обучение в МОУ «СОШ» <Адрес>, а в <Дата> году окончила обучение в <Обезличено>. Актом № 835-16 от 17.02.2011 года Агентство Республики Коми по социальному развитию переданы администрации МО МР «Усть-Вымский» учетные дела граждан, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до 01.01.2011 года. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Вымский» от 28.04.2011 года № 319, наделенной на основании Закона Республики Коми от 22.11.2010 года № 139-РЗ государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, Калимова М.Н., зарегистрированная по адресу: <Адрес>, с <Дата> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по МО МР «Усть-Вымский» на <Дата>. В настоящее время Калимова М.Н. значится в указанном списке за <Номер>. Сведений о предоставлении Калимовой М.Н. органами местного самоуправления жилья в порядке реализации ее права в соответствии с пунктами 1,2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, суду не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Калимова М.Н., недостигшая возраста 23 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет для проживания закрепленного жилого помещения, в связи с чем, не реализовала свое право на внеочередное предоставление жилья в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Социальная поддержка социально незащищенных категорий граждан гарантирована законодательством и Конституцией Российской Федерации и может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены с 01.01.2011 года государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, суд считает, что Калимова М.Н. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поэтому требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах Калимовой М. Н. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ссылка представителя ответчика администрации МР «Усть-Вымский» Тушиной Н.Е. на недостаточность денежных средств для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств на указанные цели не является основанием для освобождения администрации муниципального района «Усть-Вымский» от возложенной на нее обязанности. Кроме того Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ вышеуказанные полномочия с 01.01.2011 переданы органам местного самоуправления и одновременно предусмотрено, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется исходя из различных расходов, рассчитанных по соответствующим Методикам (статья 12). Ссылка представителя ответчика на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, поскольку <Адрес> не является постоянным местом жительства Калимовой М.Н., так как Калимова М.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес>, судом не может быть принята во внимание, так как данные обстоятельства не могут являться основанием для лишения Калимовой М.Н. гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ей предоставлено, учитывая при этом, что в настоящее время местом постоянного проживания Калимовой М.Н. является <Адрес>, сохраняя регистрацию по месту жительства на территории Усть-Вымского района, она продолжает состоять на соответствующем учете в администрации муниципального района «Усть-Вымский», что не освобождает администрацию МР «Усть-Вымский» от обязанности предоставить ей жилое помещение на территории села Айкино Усть-Вымского района. При определении нормы предоставления Калимовой М.Н. жилого помещения, суд исходит из следующего. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до 1 января 2011 года обеспечивались жилой площадью в соответствии с Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» и жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра как одиноким гражданам. Однако частью 1 статьи 9 Закона РК от 22.11.2010 года в редакции Закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органам местного самоуправления. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года часть 1 статьи 9 Закона РК от 22.11.2010 года в редакции Закона РК от 29.04.2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми. Согласно позиции Конституционного Суда Республики Коми, выраженной им в постановлении от 11 июля 2011 года, с вступлением в силу Закона Республики Коми от 22.11.2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011 года № 32-РЗ, условия предоставления жилых помещений относящимся к категории одиноких граждан в сфере жилищных отношений и нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенно ухудшились, и эти лица без какого-либо правового обоснования и веских причин были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра. Учитывая вышеприведенные нормы закона, суд находит правильным обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Калимовой М.Н. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. на территории села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи одного человека. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <Адрес> в интересах Калимовой М. Н. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Калимовой М. Н. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 33 кв.м. на территории села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи одного человека. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2011 года. Судья - Л.А.Груздева