Дело № 2-701/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В. при секретаре Исаковой З.В., с участием прокурора Лекановой С.Г., истца Перфильева В.Ф., представителя истца по доверенности Перфильевой Е.В., представителя ответчика – Администрации МР «Усть-Вымский» Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Айкино 27 октября 2011 года дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах Перфильева В.Ф. к Администрации гп. «Жешарт», Агентству Республики Коми по социальному развитию, Межведомственной комиссии администрации гп. «Жешарт», Администрации МР «Усть-Вымский» о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации гп. «Жешарт» от <Дата> <Номер>, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, обязании Агентства Республики Коми по социальному развитию включить в список (реестр) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории граждан, определенных статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья, УСТАНОВИЛ: Сосногорский транспортный прокурор в интересах Перфильева В.Ф. обратился в суд с иском к Администрации гп. «Жешарт» и Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации гп. «Жешарт» от <Дата> <Номер>, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, обязании Агентства Республики Коми по социальному развитию включить в список (реестр) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории граждан, определенных статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья. В обоснование своих требований указал, что Перфильев В.Ф., <Дата> года рождения, являясь участником Великой Отечественной войны, инвалидом II группы, имеет в собственности и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес>. Данный дом не обеспечен инженерными системами, а именно: водоснабжением, канализацией, газоснабжением. Заключением МВК от <Дата> <Номер> жилой дом признан пригодным для проживания, в связи с чем, Перфильев В.Ф. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Поселок городского типа Жешарт имеет централизованные инженерные системы: отопление, водопровод, канализацию, центральное газоснабжение. С учетом изложенного занимаемое Перфильевым В.Ф. жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, в связи с чем, он неправомерно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и кроме того, лишен права на получение социальной выплаты на приобретение жилья. К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Администрация МР «Усть-Вымский» и Межведомственная комиссия Администрации гп. «Жешарт». Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Истец Перфильев В.Ф. и его представитель по доверенности Перфильева Е.В. в судебном заседании на иске настаивали. Представитель соответчика — Администрации МР «Усть-Вымский» по доверенности Т. в судебном заседании исковые требования не признала. Ответчики - МВК Администрации гп. «Жешарт», Агентство РК по социальному развитию, Администрация гп. «Жешарт», надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направили, уважительных причин неявки не указали, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков. Агентство Республики Коми по социальному развитию представило отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований истца, в связи с тем, что действиями Агентства права и законные интересы истца не нарушались, так как документы на Перфильева В.Ф., подтверждающие его право на получение социальной выплаты, к ним не поступали. Заслушав прокурора, истца, его представителя, представителя соответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Перфильеву В.Ф. на праве личной собственности принадлежит жилой дом в <Адрес> (переименована <Адрес> (л.д. 33), где он зарегистрирован постоянно с <Дата> с членами своей семьи - женой - П., <Дата> года рождения, и сыном - Перфильевым С.В. (л.д. 15). Согласно техническому паспорту, выданному ГУП РК РБТИ <Адрес>, жилой дом <Адрес> в <Адрес>, 1959 года постройки, из благоустройств имеет только электроснабжение (л.д.66-70). Иного жилья, находящегося в его собственности, Перфильев В.Ф. не имеет, что подтверждается сведениями, представленными Управлением Росреестра по Республике Коми. Перфильев В.Ф. является инвалидом II группы с 2001 года, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты больного. Кроме того, Перфильев является ветераном-участником Великой Отечественной войны. На основании запроса и.о. руководителя администрации МР «Усть-Вымский» <Номер> от <Дата> межведомственной комиссией администрации гп. «Жешарт» было проведено обследование жилого дома <Дата>, о чем составлен акт <Номер>. Согласно заключению МВК жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригоден для постоянного проживания (л.д. 16-19). В связи с указанным актом МВК Администрация МР «Усть-Вымский» в ответе на запрос Сосногорского транспортного прокурора от <Дата> <Номер> пояснила, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья Перфильев В.Ф. принят быть не может, в связи с отсутствием оснований (статья 2 Закона РК «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 г. № 30-РЗ). По ходатайству истца - Перфильева В.Ф. судом была назначена судебно-строительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Тони». По результатам экспертизы эксперт пришел к следующим выводам: физический износ <Адрес> составляет 50 %, техническое состояние дома находится в недопустимом состоянии (техническое состояние конструкций или здания в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования). Имеется снижение надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (перекрытия, полы) до недопустимого уровня и оснований (фундаменты) до ограниченного уровня надежности здания. Исчерпание несущей способности каркаса дома пока не произошло, и опасности обрушения элементов каркаса дома не существует, но несущие конструкции жилого дома не обеспечивают безопасное пребывание в нем граждан. Техническое состояние жилого дома является неудовлетворительным из-за физического износа и невыполнения своевременно капитального ремонта. Устранение выявленных технических неисправностей в <Адрес> путем проведения текущего и капитального ремонтов не возможно, технически и экономически нецелесообразно. Проведение работ по капитальному ремонту (при замене 58 % конструктивов) будет возможно только при освобождении дома от жильцов. Тем не менее, после проведения капитального ремонта остаются невыполненными требования документа «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10», а именно отсутствие хозяйственно-питьевой воды в доме, что является одним из главных факторов, определяющим возможность для проживания людей в доме. Поскольку у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта, обладающего специальными познаниями, и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, суд при рассмотрении заявленного истцом спора, исходит из выводов содержащихся в заключении судебно-строительной экспертизы. Таким образом, суд приходит к выводу, что по результатам обследования дом признан не соответствующим требованиям, установленным пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47. Пункт 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. По сообщению ГУП РК «Республиканское БТИ» благоустроенных жилых помещений пгт. Жешарт составляет 55 % от всех жилых помещений. К благоустроенным жилым помещениям в данном случае отнесли помещения, имеющие центральное отопление, водопровод, канализацию, ванную или душ, центральное газоснабжение (л.д.11). Учитывая изложенное, суд находит требования истца о признании незаконным акта Межведомственной комиссии администрации городского поселения «Жешарт» от <Дата> обоснованными и подлежащими удовлетворению. При таких обстоятельствах, учитывая установленные заключением эксперта факты, а также требования к жилым помещениям на территории п.Жешарт, суд посчитал, что занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, не оборудовано инженерными системами, которыми оборудованы жилые дома в п.Жешарт, в связи с чем пришел к выводу о том, что Перфильев В.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании ч. 3 п. 3 ст. 2 Закона РК от 05.04.2005 г. № 30-РЗ. В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 5-ФЗ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ. Статьей 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2. Федерального закона № 5-ФЗ граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль над расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово- бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» (далее - граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий). Так, согласно ст. 1 Закона Республики Коми № 69-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 12.02.2010 г. № З-РЗ) формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Материалами дела подтверждается, что Перфильев В.Ф. относится к категории граждан - участник Великой Отечественной войны - имеющие право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и в порядке, установленном республиканским законодательством - Законом РК «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 12.02.2010 г. № 3-РЗ) и Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 г. № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан». Поскольку суд пришел к выводу, что Перфильев В.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий, он подлежит включению в Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.ст. 14, 15, 17-19, 21 Федерального закона «О ветеранах». Требования Сосногорского транспортного прокурора об обязании Агентства РК по социальному развитию предоставить Перфильеву В.Ф. единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения также подлежит удовлетворению. Согласно п.п. 16, 17 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 г. № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», право граждан на получении единовременной денежной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, оформляемым Агентством по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой и не подлежит передаче другому лицу. Основанием для оформления свидетельства является решение Агентства о предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Сосногорского транспортного прокурора, поданное в интересах Перфильева В.Ф., удовлетворить. Признать незаконным акт Межведомственной комиссии администрации городского поселения «Жешарт» от <Дата> <Номер>, по которому комиссия пришла к заключению о пригодности для постоянного проживания граждан жилого <Адрес> и соответствии требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Признать Перфильева В.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию МР «Усть-Вымский» поставить Перфильева В.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Признать право Перфильева В.Ф. - участника Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Перфильеву В.Ф.. На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в 10-дневный срок с момента вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2011 года в 16 часов 30 минут. Судья: Е.В. Рыжкова