О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-865/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Данелюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 18 июля 20123 года дело по иску Тушевского М.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о предоставлении жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :

Тушевский М.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Вымский», в котором просит обязать ответчика предоставить вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... квадратных метров на состав семьи ... человек в черте .... В обоснование требований истец указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение в ..., признано непригодным для проживания. На основании ст. 8 Закона РФ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, однако жильем не обеспечен до настоящего времени.

В судебном заседании истец Тушевский М.В. и его представитель Габдульбаров Р.Г. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Нетёсов А.А. в суде с иском не согласился, ссылаясь на недостаточность денежных средств на указанные цели, а также на то, что истец по возрасту не подпадает под категорию лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» (пункт 2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа «Lex posterior derogat legi priori» ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Республики Коми (пункт "ж" части первой статьи 64) и Конституция Российской Федерации (пункт "ж" части первой статьи 72) относят к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с частями 1, 3 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с ... наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» (пункт 2.2), поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Как следует из материалов дела, Тушевский М.В., ... года рождения, остался без попечения родителей с ... года, в связи с тем, что его мать Е. лишена родительских прав на основании решения ... суда ... от ... года, а отец – Д. лишен родительских прав на основании решения ... суда ... от ... года.

Материалами дела установлено, что ... года Тушевский М.В. был направлен в Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «...» ..., а затем ... года в школу-интернат № ... ....

Из постановления Главы администрации муниципального образования «...» от ... года №... «О сохранении жилого помещения за несовершеннолетними Г.» следует, что за несовершеннолетними: В., А. , Тушевским М.В. и Б. сохранено право на жилое помещение по адресу: .... При этом, как следует из материалов дела, общая площадь данного жилого помещения составляет ... кв. м.

Согласно заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ... года, межведомственная комиссия, действующая на основании Постановления Главы сельского поселения «...» от ... года № ..., по результатам обследования жилого помещения № ... в доме № ... в ..., признала указанное жилое помещение непригодным для постоянного проживания.

Судом установлено, что Тушевский М.В. был осужден ... судом с назначением наказания в виде лишения свободы на срок ... лет и находился в местах лишения свободы в период с ... года по ... года.

Постановлением Главы администрации сельского поселения «...» от ... года № ..., Тушевский М.В. в возрасте ... лет был поставлен на учет детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющих закрепленного жилья.

Сведений о предоставлении Тушевскому М.В. органами местного самоуправления жилья в порядке реализации права истца в соответствии с пунктами 1,2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, суду не представлено, судом не добыто.

Судом установлено, что Тушевский М.В. проживает в ..., где трудоустроен.

Как следует из представленных суду справок филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Коми, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, сведений о нахождении в собственности Тушевского М.В. жилого помещения не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец Тушевский М.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, свое право на обеспечение жилым помещением по данному основанию не реализовал.

Оценив установленные обстоятельства применительно к вышеуказанным нормам закона, суд считает, что Тушевский М.В., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поэтому его требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ссылка представителя ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Нетёсова А.А. на недостаточность денежных средств для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств на указанные цели не является основанием для освобождения администрации муниципального района «Усть-Вымский» от возложенной на нее обязанности. Кроме того Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ вышеуказанные полномочия с 01.01.2011 переданы органам местного самоуправления и одновременно предусмотрено, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется по соответствующим Методикам (статья 12). При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Нетёсова А.А. о том, что Тушевский М.В. в администрацию муниципального района «Усть-Вымский» не обращался, а также о том, что истец по возрасту не подпадает под категорию лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку истец, в соответствии с ранее действовавшим порядком, состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени не реализовал своего права на обеспечение жилым помещением, поэтому ему не может быть отказано в предоставлении такого права. Кроме того, ссылку представителя ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Нетёсова А.А. на ч. 4 ст. 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ, суд находит несостоятельной, поскольку истец по возвращении из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не достиг возраста ... лет.

Удовлетворяя исковые требования, суд применяет ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ,

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Тушевскому М.В., суд применяет ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», согласно которой была установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью не менее ... квадратных метров на состав семьи ... человек.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тушевского М.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Тушевскому М.В. на состав семьи ... человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее ... квадратных метров на состав семьи ... человек в черте ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья- А.В. Кондратюк

...

...

...