по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ



Дело ...РЕШЕНИЕ

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Данелюк Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Усть-Вымского районного суда по адресу: ... 16 августа 2011 года дело по жалобе Азизовой Н.В. на постановление мирового судьи ... от ... года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении Азизовой Н.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи ... от ... года Азизова Н.В. привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере ... рублей по ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Не согласившись с данным постановлением Азизова Н.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, ссылаясь на то, что нарушений сроков представления налоговой декларации в налоговый орган с ее стороны не было, поскольку на момент подачи данной декларации она не являлась должностным лицом, ответственным за подачу налоговых деклараций.

В судебном заседании Азизова Н.В. жалобу поддержала.

Заслушав заявителя Азизову Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Субъектом указанного правонарушения является должностное лицо.

Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, в соответствии с примечанием к выше указанной норме, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим кодексом не установлено иное.

Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о налогах и сборах, является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечении Азизовой Н.В. к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ послужил факт несвоевременного представления руководителем ГКУ ... в ... ИФНС России ... налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ... квартал ... года – ... года по сроку представления ... года.

По данному факту ведущим специалистом-экспертом отдела информационных технологий ... ИФНС России ... В. составлен протокол об административном правонарушении № ... от ... года, из которого следует, что руководителем Государственного казенного учреждения ... в нарушение п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ несвоевременно представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ... квартал ... года - ... года, тогда как срок подачи указанной декларации истек ... года.

В соответствии с п.п.4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Привлекая к административной ответственности Азизову Н.В., мировой судья исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, в том числе ее виновности, однако мировой судья не учел следующее.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, вина Азизовой Н.В., как руководителя ГКУ ... на момент подачи налоговой декларации на добавленную стоимость за ... квартал ... года (... года), в силу требований ст. 15.5 КоАП РФ должна была быть установлена и доказана в суде первой инстанции.

Те обстоятельства, наделена ли была Азизова Н.В. в период подачи налоговой декларации полномочиями на выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, возложена ли на нее обязанность по выполнению требований законодательства о налогах и сборах, мировым судьей не проверялись и документально не подтверждены.

Эти обстоятельства подлежали установлению в судебном заседании у мирового судьи при вынесении оспариваемого постановления.

Вина Азизовой Н.В., занимающей должность руководителя ГКУ ... только с ... года и выполняющей с указанного времени организационно-распорядительные функции, в рассматриваемом случае не доказана и материалами дела не подтверждается.

Из материалов дела и показаний заявителя Азизовой Н.В. следует, что на момент подачи руководителем ГКУ ... налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ... квартал ... года в налоговый орган ... года Азизова Н.В. должностным лицом, ответственным за подачу указанной налоговой декларации в названном учреждении не являлась, поскольку до ... года занимала должность лишь ..., тогда как директором ГКУ ... принята только с ... года.

Суду представлен приказ начальника ... Б. от ... года № ..., на основании которого Азизова Н.В. принята на работу директором ГКУ ... с ... года.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Азизова Н.В. в период подачи налоговой декларации руководителем ГУ ... (... г.) не являлась директором названного учреждения, ответственным за предоставление налоговому органу соответствующих документов, в связи с чем, она не должна была исполнить обязанность по предоставлению декларации по налогу на добавленную стоимость за ... квартал ... года в установленный законодательством о налогах и сборах срок, суд считает, что последняя, в данном случае, не может быть признана субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ.

Исходя из изложенного следует, что в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения, влекущего наступление ответственности, предусмотренной ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи ... от ... года о привлечении Азизовой Н.В. к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ... рублей, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ при отмене постановления по делу об административном правонарушении производство по делу подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи ... от ... года, которым Азизова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Азизовой Н.В. по ст. 15.5 КоАП РФ прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья - А.В. Кондратюк

...к