Об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ



Дело № 12-69/2011 РЕШЕНИЕ

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Данелюк Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Усть-Вымского районного суда по адресу: ... 22 ноября 2011 года дело по жалобе Габдульбарова Р.Г. на постановление государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от ... года № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Габдульбарова Р.Г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от ... года № ... по делу об административном правонарушении, Габдульбаров Р.Г., как должностное лицо ТСЖ ..., привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере ... рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) при управлении многоквартирным домом № ... по ул. ....

Не согласившись с данным постановлением Габдульбаров Р.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить и производству по делу прекратить, ссылаясь на то, что он не является должностным лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности при управлении ТСЖ ... многоквартирным домом № ... по ул. ....

В судебном заседании Габдульбаров Р.Г. жалобу поддержал.

Государственный инспектор Усть-Вымского района по пожарному надзору Б. в судебном заседании с жалобой не согласился, указав, что обжалуемое постановление вынесено в отношении Габдульбарова Р.Г., как должностного лица, на основании доверенности, выданной на имя Габдульбарова Р.Г. ТСЖ ...... на представление интересов последнего. Также указал, что согласен с тем, что заявитель не является должностным лицом ТСЖ ....

Заслушав заявителя Габдульбарова Р.Г., государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору Б. , исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствие с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Согласно п. 3, 5 Положения о Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года № 385 Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и осуществляет свою деятельность, в том числе, через органы государственного пожарного надзора, в функции которой входит также осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.

Судом установлено, что на основании решения внеочередного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома № ... по ул. ..., проведенного в период с ... года по ... года в форме заочного голосования, в порядке ст. ст. 44-48, 156, 161, 162 ЖК РФ, управление указанным домом с ... года осуществляет товарищество собственников жилья .... Председателем правления ТСЖ ... является В. , заместителем председателя ТСЖ ... является Габдульбаров Р.Г.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения пожарной безопасности и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (п.1 ПББ 01-03), ответственность за которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, несут организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности (п. 2 ПББ 01-03).

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Как следует из материалов дела, ... года государственным инспектором Усть-Вымского района по пожарному надзору Б. на основании распоряжения И.о. начальника отделения надзорной деятельности Усть-Вымского района УНД ГУ МЧС России по РК Г. от ... года № ... проведена проверка товарищества собственников жилья ... по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № ... от ... года, протокол № ... об административном правонарушении от ... года в отношении Габдульбарова Р.Г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых отражены следующие выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности: запасной (эвакуационный) выход подъезда № ... в многоквартирном жилом доме № ... по ул. ... загроможден различными материалами, дверь запасного (эвакуационного) выхода не оборудована легкооткрывающимся запором, чем нарушены требования пунктов 52, 53 ППБ 01-03.

... года председателю ТСЖ ... В. государственным инспектором ОНД Усть-Вымского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Б. было вынесено предписание № ... на устранение выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ... года, а ... года вынесено постановление № ... о привлечении к административной ответственности Габдульбарова Р.Г., как должностного лица, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4. КоАП РФ.

Между тем, привлекая к административной ответственности Габдульбарова Р.Г., как должностное лицо, государственный инспектор Усть-Вымского района по пожарному надзору исходил из доказанности состава вменяемого заявителю административного правонарушения, в том числе его виновности, однако государственный инспектор не учел следующее.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что возложенные на Габдульбарова Р.Г. обязанности, как заместителя председателя ТСЖ ... не носят характер организационно-распорядительных или административно-хозяйственных.

При этом доверенность, выданная Габдульбарову Р.Г. на представление интересов ТСЖ ..., не наделяла его полномочиями по выполнению организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Кроме того, как следует из материалов дела, показаний Государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору Б. и самого Габдульбарова Р.Г., последний, занимая с ... года должность заместителя председателя товарищества собственников жилья ..., не назначался ответственным за обеспечение пожарной безопасности при управлении ТСЖ ... многоквартирным домом № ... по ул. ....

Таким образом, вина Габдульбарова Р.Г., как должностного лица, назначенного ответственными за обеспечение пожарной безопасности ТСЖ ..., в рассматриваемом случае, не доказана и материалами дела не подтверждается.

Оценив выше приведенные доказательства в совокупности, учитывая, что Габдульбаров Р.Г. с момента избрания в качестве заместителя председателя товарищества собственников жилья ... (... года) не являлся должностным лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности при управлении ТСЖ ... многоквартирным домом № ... по ул. ..., суд приходит к выводу, что Габдульбаров Р.Г., в данном случае, не является должностным лицом применительно к положениям ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно не является и субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от ... года № ... о привлечении Габдульбарова Р.Г. к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ... рублей, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ при отмене постановления по делу об административном правонарушении производство по делу подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от ... года № ..., которым Габдульбаров Р.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Габдульбарова Р.Г. по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья - А.В. Кондратюк

...

...