Дело № 12-5/2012 РЕШЕНИЕ Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Рыжковой Е.В. при секретаре Данелюк Н.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, МОУ «СОШ № 1» г. Микунь Л., государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору К., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района 14 февраля 2012 года жалобу МОУ «СОШ № 1» г. Микунь на постановление мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 21.07.2011 года в отношении МОУ «СОШ № 1» г. Микунь за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере <Обезличено> рублей, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 21 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, МОУ «СОШ № 1» г. Микунь привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере <Обезличено> рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок пунктов 1, 2, 3 предписания должностного лица отдела государственного надзора в области ГО и ЧС от 17.06.2010 года № 7-ГО об устранении нарушений требований в области гражданской обороны. Не согласившись с данным постановлением МОУ «СОШ № 1» г. Микунь обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, ссылаясь на то, что не является ответственным лицом, осуществляющим текущий и капитальный ремонт защитных сооружений гражданской обороны, а также лицом, обязанным поддерживать убежище в надлежащем состоянии. Кроме того, указало на то, что по документам в оперативное управление МОУ «СОШ № 1» г. Микунь ЗС ГО не передавалась, подвальное помещение в здании школы МОУ «СОШ № 1» г. Микунь не принадлежит. В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу МОУ «СОШ № 1» г. Микунь Л. жалобу поддержала. Дополнительно суду пояснила, что на подвальное помещение, расположенное в здании учебного заведения по адресу: <Адрес> нет технического паспорта с инвентарным номером, оно не является защитным сооружением гражданской обороны, поэтому МОУ «СОШ № 1» г. Микунь не является организацией, эксплуатирующей данное ЗС ГО. Полагает, что приведение подвального помещения в надлежащее состояние как объекта защитного сооружения гражданской обороны должен осуществлять компетентный орган, то есть администрация МР «Усть-Вымский», ответственная за выполнение требований в области гражданской обороны, и имеющая соответствующее финансирование. Государственный инспектор Усть-Вымского района по пожарному надзору К. в судебном заседании с жалобой не согласился, указав, что подвальное помещение, расположенное по адресу: <Адрес> нежилом здании МОУ «СОШ № 1», принадлежит и эксплуатируется МОУ «СОШ № 1» г. Микунь в качестве защитного сооружения гражданской обороны, которое и несет ответственность за нарушения установленные требованиями в области гражданской обороны. Оценив показания представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, МОУ «СОШ № 1» г. Микунь Л., государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору К., свидетеля Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Статья 2 данного Закона № 294-ФЗ определяет государственный контроль (надзор), как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п. 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 305 государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны). Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий: а) организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны; б) запрашивают в установленном порядке необходимые материалы и информацию в области гражданской обороны у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций; в) взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах деятельности; г) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны; д) участвуют в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны; е) рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц; ж) осуществляют другие меры по государственному надзору в области гражданской обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 Положения). В силу п. 9 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации МР «Усть-Вымский» <Номер> нежилое здание МОУ «СОШ № 1», корпус № 1 г. Микунь, расположенное по адресу: <Адрес>, общей площадью 7208,5 кв. м. <Дата> закреплено на праве оперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Микунь. Директором МОУ «СОШ № 1» г. Микунь является Б., ее заместитель по АХЧ – Л. В соответствии с договором <Номер>, заключенному <Дата> между администрацией МО МР «Усть-Вымский», в лице главы администрации М. и МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, в лице директора Б. нежилое здание общей площадью 7208,5 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес> Республики Коми передано администрацией МР «Усть-Вымский» в оперативное управление МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, которым принято по акту приема-передачи имущества с правом владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Согласно свидетельству <Адрес> о государственной регистрации права, МОУ «СОШ № 1» г. Микунь осуществляет оперативное управление МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, корпус № 1 по адресу: <Адрес>, с назначением: нежилое, общественное, народного образования, 3-этажный, общая площадь 7208, 5 кв. м. В соответствии с кадастровым паспортом РК «РБТИ» от <Дата> указанное здание, введено в эксплуатацию в 1991 году. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорное защитное сооружение гражданской обороны (ЗС ГО), расположенное в пределах нежилого помещения, общей площадью 7208,5 кв.м, встроенное в трехэтажное здание МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, расположенное по адресу: <Адрес>, <Адрес>, <Адрес> Республики Коми, введено в эксплуатацию как убежище (противорадиационное укрытие), в 1993 году. Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ. Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 г. № 583 утверждены и введены в действие с 1 апреля 2003 г. Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, требования которых должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации (п. 1.2 Правил). Согласно п. 2.1 указанных Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (п. 2.2 Правил). Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 Правил № 583 при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций. Встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения. В соответствии с п. 1.3 данных Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой проверки МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, проведенной <Дата> старшим инспектором ОНД Усть-Вымского района УНД ГУ МЧС России по РК Б. на основании распоряжения Вр И.о. начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <Адрес> М. от <Дата> <Номер>-ГО в присутствии И.о. директора МОУ «СОШ № 1» г. Микунь Л., с целью контроля выполнения МОУ «СОШ № 1» г. Микунь мероприятий, предложенных предписанием <Номер>-ГО отдела государственного надзора в области ГО ЧС УГПН ГУ МЧС России по Республике Коми по устранению нарушений требований в области гражданской обороны от <Дата>, вынесенное директору Б., установлено, что в организации не отремонтирована система фильтровентеляции в защитном сооружении (далее ЗС ГО), не установлено санитарно-техническое оборудование в ЗС ГО, не покрашены в соответствующие цвета инженерное оборудование ЗС ГО, чем нарушены требования пунктов 3.2.8, 3.2.10 и 3.4.4 Правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583, и пунктов 1, 2, 3 предписания от 17.06.2010 года № 7-ГО. По результатам проверки старшим инспектором ОНД Усть-Вымского района УНД ГУ МЧС России по РК Б. составлен акт проверки <Номер>-ГО. Как следует из протокола об административном правонарушении <Номер> от <Дата> МОУ «СОШ № 1» г. Микунь не выполнило пункты <Номер>, 2, 3 предписания <Номер>-Го от <Дата>. Из объяснений представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу следует, что технический паспорт на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в пределах нежилого помещения МОУ «СОШ № 1» г. Микунь по адресу: <Адрес>, отсутствует, а само МОУ «СОШ № 1» г. Микунь не является организацией, эксплуатирующей подвальное помещение в здании учебного заведения в качестве ЗС ГО. Между тем, как установлено судом и материалами дела подтверждается, что на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес> Республики Коми в пределах объекта недвижимости – нежилого здания общей площадью 7208,5 кв. м, оформлен паспорт убежища (противорадиационного укрытия), зарегистрированный в УНД ГУ МЧС России по РК под инвентарным номером 08.01, заверенный гербовой печатью МОУ «СОШ № 1» г. Микунь и подписью директора Б., согласно которому противорадиоционное укрытие встроено в здание трех этажей МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, с количеством: входов – 4, аварийных выходов – 4, дверей и ставней – 4 защитно-герметических, с группой ПРУ: 4, с техническими характеристиками систем вентиляции, с наличием и перечнем измерительных приборов, с централизованным отоплением, районной энергосетью, водопроводом, централизованной канализацией, с количеством санитарно-технических приборов -3. Согласно данному паспорту, МОУ «СОШ № 1» г. Микунь является организацией, эксплуатирующей спорное защитное сооружение гражданской обороны, что также подтверждается Планом приведения убежища (ПР) в готовность к приему укрываемых, утвержденного директором МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, зарегистрированного в УНД ГУ МЧС России по РК под инвентарным номером 08.04. В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу Л. сам факт неисполнения предписания <Номер> – ГО от <Дата> не оспаривала, ссылалась лишь на то, что соответствующие меры по проведению текущих ремонтных работ в данном нежилом здании не были приняты МОУ «СОШ № 1» г. Микунь по причине отсутствия финансирования, а также на то, что указанные в предписании обязанности должны быть им исполнены только администрацией МР «Усть-Вымский». Между тем, указанные доводы судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено нахождение спорного ЗС ГО, зарегистрированного в УНД ГУ МЧС России по РК под инвентарным номером 08.01 в оперативном управлении МОУ «СОШ № 1» г. Микунь, эксплуатирующим и использующим данное здание для нужд организации. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Б. – специалист в области ГО и ЧС администрации МР «Усть-Вымский» суду показал, что надлежащее поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны Республики Коми осуществляет комиссия, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от <Дата> <Номер>-р, при этом ранее вынесенное распоряжение Главы Республики Коми от 04.09.2006 года № 288-р признано утратившим силу. Свидетель суду также показал, что укрытие, расположенное в подвале нежилого здания МОУ «СОШ № 1» г. Микунь как защитное сооружение гражданской обороны передано на праве оперативного управления данной организации по акту приема-передачи <Дата> с правом владения, пользования и распоряжения этим подвалом, которая и эксплуатирует данный подвал. Оценив выше приведенные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что они согласуются между собой, не противоречат друг другу и бесспорно подтверждают совершение МОУ «СОШ № 1» г. Микунь административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция ч. 1 ст. 19.5 предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Согласно ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. С учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд считает, что административное наказание МОУ «СОШ № 1» г. Микунь назначено мировым судьей правильно в виде административного штрафа в размере <Обезличено> рублей, что является минимальным пределом административного наказания для юридических лиц, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрена возможность назначения административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях, или назначение более мягкого вида наказания, чем предусмотрено этой статьей. На основании изложенного, суд находит постановление мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 21.07.2011 года о привлечении МОУ «СОШ № 1» г. Микунь к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере <Обезличено> рублей законным и обоснованным, и поэтому жалоба МОУ «СОШ № 1» г. Микунь об отмене данного постановления удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Постановление мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 21.07.2011 года о признании МОУ «СОШ № 1» г. Микунь виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере <Обезличено> рублей - оставить без изменения, а жалобу МОУ СОШ № 1» г. Микунь – без удовлетворения. Судья - Е.В. Рыжкова