Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Кондратюка А.В., при секретаре Данелюк Н.В., рассмотрев в судебном заседании в помещении Усть-Вымского районного суда по адресу: ... 11 июля 2012 года дело по жалобе ... ОАО «...» Пирожникова А.В. на постановление государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от 27 января 2012 года № 8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ... ОАО «...» Пирожникова А.В., УСТАНОВИЛ: Постановлением государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от 27 января 2012 года № 8 по делу об административном правонарушении, ... ОАО «...» Пирожников А.В., привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере ... рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Не согласившись с данным постановлением, ... ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» Пирожников А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить и производству по делу прекратить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В судебном заседании Пирожников А.В. и его защитник Бахтина С.Н. жалобу поддержали, дополнительно суду пояснили, что ОАО «...» не является ответственным лицом, осуществляющим техническое обслуживание пожарных гидрантов № ... и № ..., находящихся на ул. ... (в районе ...) и пересечении улиц ... соответственно, обязанным поддерживать их в надлежащем состоянии, поскольку данное имущество ... не принадлежит. Документального подтверждения (акта) о передачи указанных пожарных гидрантов ОАО «...» с правом владения, пользования и распоряжения ими не имеется. Считают, что приведение ПГ № ... и ПГ № ... в надлежащее состояние должен осуществлять компетентный орган, в данном случае, администрация МР «...», как собственник спорных пожарных гидрантов, ответственная за выполнение соответствующих мероприятий по их обслуживанию. Государственный инспектор Усть-Вымского района по пожарному надзору А. в судебном заседании с жалобой не согласился, указав на то, что данные пожарные гидранты № ... и № ... являются неотъемлемой частью водопроводных сетей, находящихся на обслуживании и принадлежащих ОАО «...», которая и должна нести ответственность за нарушения требований правил пожарной безопасности. Заслушав заявителя Пирожникова А.В. и его защитника Бахтину С.Н., государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору А. , исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствие с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирующие в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане), определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности. Согласно п. 3, 5 Положения о Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 года № 385 Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и осуществляет свою деятельность, в том числе, через органы государственного пожарного надзора, в функции которой входит также осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности. Судом установлено, что ОАО «...» является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по поставке потребителям коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. ... ОАО «...» с ... года является Пирожников А.В., согласно приказу от ... года № .... Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (п.1 ПББ 01-03), ответственность за которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, несут организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности (п. 2 ПББ 01-03). В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. Таким образом, ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Как следует из материалов дела, ... года в ... часов ... минут государственным инспектором Усть-Вымского района по пожарному надзору Б. , на основании распоряжения начальника отделения надзорной деятельности Усть-Вымского района УНД ГУ МЧС России по РК В. от ... года № ..., проведена проверка ОАО «...» с целью контроля исполнения ранее вынесенного предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ... года № .... По результатам данной проверки составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности № ... от ... года; протокол № ... об административном правонарушении от ... года в отношении ... ОАО «...» Пирожникова А.В. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых отражены следующие выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности: на пересечении улиц ... пожарный гидрант № ... находится в неисправном состоянии (заасфальтирован в ходе проведения ремонта автодороги); на ... (в районе площади ...) пожарный гидрант № ... находится в неисправном состоянии (после демонтажа не был восстановлен), чем нарушены требования пункта 89 ППБ 01-03. ... года ... ОАО «...» Пирожникову А.В. государственным инспектором ОНД Усть-Вымского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми Б. было вынесено предписание № ... на устранение выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ... года, а 27.01.2012 года вынесено постановление № 8 о привлечении к административной ответственности ... ОАО «...» Пирожникова А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ. Между тем, привлекая к административной ответственности ... ОАО «...» Пирожникова А.В. государственный инспектор Усть-Вымского района по пожарному надзору исходил из доказанности состава вменяемого заявителю административного правонарушения, в том числе его виновности, однако государственный инспектор не учел следующее. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Судом установлено, что на основании договора купли-продажи, заключенным ... года между ОАО «...» и ОАО «...», имущественный комплекс, включающий в себя объекты коммунального хозяйства: здания; общие сооружения; канализационные сооружения, тепловые сети, водопроводы; оборудование; машины и оборудование, вычислительная техника, передан ... года ОАО «...» в собственность ОАО «...», которое, в свою очередь, приняло на себя обязательства использовать данное имущество по его назначению. Вместе с тем, приложенный к указанному договору купли-продажи имущественного комплекса акт приема-передачи названных объектов коммунального хозяйства от ... года не содержит сведений о передачи в собственность ОАО «...» пожарного гидранта № ..., находящегося на пересечении улиц ... и пожарного гидранта № ..., находящегося на ... (в районе ...). Кроме этого, в материалах дела отсутствуют сведения о передачи данного имущества в аренду во временное владение и пользование ОАО «...». Доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, поскольку спорные ПГ № ..., ПГ № ... в собственность и на обслуживание ОАО «...» не передавались, последнее не является ответственным лицом, обязанным содержать их в исправном состоянии. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ... ОАО «...» Пирожников А.В., в рассматриваемом случае, не может быть отнесен к числу лиц, несущих в силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, следовательно, он не является и субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, его действия (бездействие) не образуют состава административного правонарушения. Довод государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору А. о том, что спорные пожарные гидранты являются неотъемлемой частью водопроводных сетей, судом не может быть принят во внимание, в силу следующего. Статьей 62 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Из анализа приведенных норм закона следует, что пожарные гидранты, расположенные на водопроводных сетях могут находиться в границах ответственности как организации, так и органов местного самоуправления в зависимости от места и территории их расположения. При этом, организации несут ответственность только за источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), располагающиеся в зданиях, сооружениях и строениях, а также на территории организаций. Вместе с тем, организации, владеющие водопроводными сетями (организации водопроводно-канализационного хозяйства) не несут ответственности за источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты), расположенные на указанных водопроводных сетях, но вне зданий, сооружений и строений, а также территории данных организаций. Из материалов дела следует, что пожарные гидранты № ... и № ... по ул. ... (в районе ...) и на пересечении улиц ... соответственно, расположены на водопроводных сетях ОАО «...» вне ее территории. При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от 27 января 2012 года № 8 о привлечении ... ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» Пирожникова А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ... рублей, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при отмене постановления по делу об административном правонарушении производство по делу подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Постановление государственного инспектора Усть-Вымского района по пожарному надзору от 27 января 2012 года № 8, которым ... ОАО «...» Пирожников А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей – отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Пирожникова А.В. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течении десяти дней со дня вручения или получения копии решения. Судья - А.В. Кондратюк ... .