Оспаривание действий Межрайонной ИФНС России №6 по УР по доначислению налога на имущество



Оспаривание действий Межрайонной ИФНС России №6 по УР по доначислению налога на имущество физических лиц. Документ от 24.03.2010 №182. Решение вступило в законную силу 12.04.2010.

Дело№2- ***-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2010 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе председательствующего судьи Ёлкиной В.А.

При секретаре Осетровой Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Г. об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России №6 по УР по доначислению налога на имущество физических лиц за 2008 год и начислению налога на имущество физических лиц за 2009 год, и понуждении произвести перерасчет налога на имущество физических лиц К.Г. за 2008-2009 годы,

У с т а н о в и л:

К.Г. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя свое требование тем, что она являлась собственником следующего имущества: в 2008 году- 1/2 доли квартиры по адресу: пос.Ува, ул.*** на основании договора на передачу и продажу квартир(домов) в собственность граждан от ***.1993 года(право собственности на другую 1/2 долю этой квартиры возникло у нее ***.2009 года), 1/2 доли квартиры по адресу: пос.Ува, ул.*** на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданному ***.1996 года нотариусом Увинской нотариальной конторы, и здания магазина-*** по адресу: пос.Ува, ул.**** на основании договора купли-продажи от ***.2004 года, от уплаты налога на имущество физических лиц по которому она освобождена в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В 2009 году она была собственницей всей квартиры по адресу пос.Ува, ул.***, 1/2 доли квартиры в пос.Ува, ул.*** и здания магазина-*** в пос.Ува, ул.***.

Межрайонная ИФНС России №6 по УР 24.07.2009 года направила в ее адрес налоговое уведомление №*** от ***.2009 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2008-2009 г.г. в общей сумме *** руб. В данном налоговом уведомлении произведен перерасчет налога за 2008 год в отношении следующих объектов: квартиры по адресу: пос.Ува, ул.***(сумма налога к уплате-*** руб.), 1/2 доли квартиры по адресу: пос.Ува, ул.***(сумма налога к уплате *** руб.) и здания магазина-***(сумма налога к уплате- *** руб.), всего к уплате сумма налога за 2008 год- *** руб.(***(уплачено)=*** руб.) исходя из суммарной инвентаризационной стоимости указанных объектов. При этом налоговым органом не учтено, что в 2008 году ей принадлежала лишь 1/2 доля квартиры по ул.***, а налог доначислен за 2008 год на всю квартиру. Кроме того, налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2009 год в общей сумме *** руб., из них по квартире по адресу: пос.Ува, ул.***, в сумме *** руб., по 1/2 доле квартиры по адресу: пос.Ува, ул.*** в сумме *** руб., по зданию магазина-***- *** руб. исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов. Расчет налога на имущество физических лиц за 2008-2009 годы, произведенный налоговым органом, не соответствует действующему законодательству. Так, налоговый орган, ссыла­ясь на письмо Минфина РФ от 21.04.2008 г. №03-05-01/19 исчислил налог за 2008 год с полной стоимости квартиры по ул.***, несмотря на то, что ей(К.Г.) в этой квартире при­надлежала только 1/2 доля. Кроме того, свою обязанность по оплате налога за 2008 г. она исполнила, уплатила *** руб. и поэтому считает, что никакие доначисления за этот налоговый период не могут быть законными. Не согласился заявитель и с тем, что налоговый орган исчислил налог с общей суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости. Такой порядок расчета, по мнению зая­вителя, не основан на законе. В частности, инструкция по начислению налога пре­дусматривает такой порядок начисления налога только в случае, если в отношении всего налогооблагаемого имущества установлена единая ставка налога. В Увинском же районе ставки налога дифференцированы в зависимости от инвентариза­ционной стоимости, все объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, имеют разную оценку, поэтому налог должен быть исчислен отдельно по каждому объек­ту. Суммировать стоимость подлежащих налогообложению жилых помещений, на которые распространяются различные налоговые ставки, недопустимо. Межрайонная ИФНС России №6 по УР вопреки положениям Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 г.№54 суммировала стоимость объектов налогообложения, относящихся к разным типам объектов, что не может быть признано правильным. Обоснованная и законная сумма налога на имущество физических лиц в отношении налогоплательщика К.Г. должна составлять: за 2008 год на 1/2 долю квартиры по ул.***- *** руб., на 1/2 долю квартиры по ул.*** руб., на здание магазина-кулинарии- *** руб., итого за 2008 год- *** руб.(ей подлежит возврату излишне уплаченная сумма в *** руб.); за 2009 год на квартиру по ул.***- *** руб., на ? долю квартиры по ул.***- *** руб., на здание магазина-***- *** руб., итого за 2009 год в сумме *** руб.

Таким образом, доначисление налога на имущество физических лиц за 2008 год и начисление данного налога за 2009 год в отношении нее в налоговом уведомлении №*** от 23.07.2009г. необоснованно, поскольку за 2008 год обязанность по уплате ею исполнена в полном объеме, а в 2009 году налог необходимо исчислить в соответствии с ранее действовавшим порядком, установленным п.2 ст.1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 от 09.12.1991 года, где прямо предусмотрено, что участник долевой собственности уплачивает налог только со стоимости, принадлежащей ему доли имущества. Просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике по доначислению налога на имущество физических лиц за 2008 год и начислению данного налога за 2009 год в отношении нее, К.Г., в налоговом уведомлении №*** от ***.2009г. из расчета инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости (за 2008 год: объекта – 1/2 доли квартиры по адресу: п.Ува, ул.***, объекта – 1/2 доли квартиры по адресу: п.Ува, ул.***, за 2009 год: объекта -1/2 доли квартиры по адресу: п.Ува, ул.***, объекта - квартиры по адресу: п.Ува, ул.***,) путем суммирования стоимости всех принадлежащих налогоплательщику объектов недвижимости, в том числе объекта - магазина - *** по адресу: п.Ува, ул.***, от уплаты налога на имущество физических лиц, по которому заявительница освобождена в связи с применением упрощенной системы налогообложения и умножения на ставку 2%, а также просит обязать Межрайонную ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008-2009 годы с применением размера налоговой ставки по каждому объекту отдельно, с соответствующей стоимости доли в объекте недвижимости, без учета имущества, по которому она как налогоплательщик освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц: магазина - ***. Также взыскать с Межрайонной ИФНС России №6 по Удмуртской Республике расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб.

В судебном заседании заявитель К.Г. свое заявление поддержала и привела те же доводы, кроме того, представила суду письменные дополнения к своему заявлению, согласно которых льгота по налогу на имущество физических лиц, включающая освобождение от уплаты данного налога на здание магазина-***, установлена Налоговым кодексом РФ (п.4 ст.346.26) и до настоящего момента не отменена и соответственно инвентаризационная стоимость указанного здания в силу вышеприведенных норм в состав налоговой базы для определения ставки по налогу на имущество не может учитываться. Кроме того, законодателем установлено два способа применения ставки налога исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов когда установлена единая ставка налога, и установлены различные ставки налога в зависимости от типа их использования или иных критериев. Из Решения Совета депутатов муниципального образования «Увинское» Увинского района УР от 22.11.2006г №24 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Увинское», с изменениями на 2009 год (Решение №72 от 15.07.2009г.) следует, что типы объектов дифференцированы в зависимости от их инвентаризационной стоимости, следовательно, суммировать стоимость подлежащих налогообложению жилых помещений, на которые распространяются различные налоговые ставки, недопустимо. Так, квартира по адресу ул.*** стоимостью в 2009 году в размере *** руб. попадает в категорию «от 1000 тыс. руб.» - и подлежит обложению по соответствующей ставке 0,7%; 1\2 доля квартиры по адресу п.Ува, ул.*** стоимостью *** руб. попадает в категорию «до 300 тыс. руб.» и подлежит обложению по ставке 0,1%; здание магазина-кулинарии, по которому Заявитель освобожден от уплаты налога в связи с применением спецрежима - упрощенной системы налогообложения, не подлежит суммированию с имуществом, относящимся к другим категориям, поскольку по стоимости попадает в другую категорию «свыше 2000 тыс.» и учитывая, что Законом не установлены особенности определения суммарной инвентаризационной стоимости имущества в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество, должны трактоваться в пользу налогоплательщика в силу п.7 ст.3 НК РФ, поскольку иное противоречило бы п.4 ст.346.26 НК РФ и в отсутствии обязанности по уплате данного налога приводило к увеличению налогового бремени при суммировании необлагаемого и облагаемого имущества.

Представитель Межрайонной ИФНС России №6 по УР М.И., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась и пояснила, что действия налогового органа законны и обоснованы. Они действительно раньше неправильно исчисляли налог, считали его с доли, а в законе такого понятия как «доля» не было. Потом 21.04.08 года было издано письмо Минфина России, где указано, что налоговые органы неправильно исчисляют налог с доли: нужно исчислять налог с суммарной стоимости имущества. На основании этого письма был произведен перерасчет налога на имущество за 2008 год. Затем были внесены изменения в Закон, этими изменениями была определена доля как объект налогообложения. Было указание сделать перерасчет налога за 2009 год, про перерасчет налога за 2008 год ничего не говорилось. Поэтому за 2008 год налог такой и остался. Также в 2008 году К.Г. не написала заявление по поводу магазина-***, поэтому этот объект и вошел в суммарную стоимость имущества. За 2009 год они магазин-*** уже не включали. Считает, что налоговый орган правомерно исчислил налог К.Г. за 2008 год и пересчитал его за 2009 год.

Также представитель М.И. поддержала письменный отзыв на заявление К.Г. и дополнения к нему, согласно которого Межрайонная ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике с доводами заявителя не согласна по следующим основаниям. Так, Конституционный Суд РФ в своем определении от 24.11.2005 № 493-0 указал, что положения Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» устанавливают для исчисления суммы налога конкретную стоимостную характеристику облагаемого имущества в виде его инвентаризационной стоимости, рассчитываемую органами технической инвентаризации. Следовательно, такой элемент налога, как налоговая база, в данном законе определен. Учитывая изложенное, ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц», в состав которых не входят доли в праве собственности на имущество. Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, которыми являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.

Согласно налоговому уведомлению № *** на уплату налога на имущество физических лиц, направленного в адрес К.Г., расчет налога за 2009 г. произведен следующим образом:

по объекту налогообложения Квартира, находящаяся по адресу п. Ува, ул. *** - налоговая база равна *** руб., доля- 1/1, налоговая ставка 2%. Сумма налога составит *** рубля (налоговая база *** руб. х налоговую ставку).

по объекту налогообложения Квартира, расположенная по адресу п. Ува, ул. *** -налоговая база равна *** руб., доля- ?, налоговая ставка 2%. Сумма налога составит *** рубля (налоговая база ** руб. х налоговую ставку 2%)/ 2 (количество собственников).

по объекту налогообложения Здание, расположенное по адресу п. Ува, ул. *** -налоговая база равна *** руб., доля в праве собственности 1/1, налоговая ставка 2%, сумма налога к уплате *** руб., поскольку данный объект недвижимости используется К.Г. в целях предпринимательской деятельности, на основании п.4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, заявитель освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц по зданию, расположенному по адресу п. Ува, ул. ***, как используемое в целях предпринимательской деятельности. ***2009 года налогоплательщиком представлено соответствующее заявление в налоговый орган.

Таким образом, налоговый орган расчет налога за 2009 год и перерасчет за 2008г. произвел в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом №283-Ф3 от 28.11.2009 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. №2003-1. Указанный закон определил в качестве объекта налогообложения долю в праве общей собственности на имущество. Действие положений п.7 ст.2 и п.2 ст.5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. №2003-1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Федеральный закон №283-Ф3 от 28.11.2009 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу с 01.01.2010 года. На основании вышеуказанного закона налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2009 год. Сумма налога к уплате К.Г. уменьшена с *** рублей до *** рублей.

По объекту налогообложения - квартира, расположенная по адресу: п. Ува, ул. ***, в июне 2008 года К.Г., стала собственницей целой доли, как наследница умершего супруга, таким образом, по указанному объекту налогообложения расчет налога произведен за пять месяцев 2008 года с 1/2 доли, а за оставшиеся 7 месяцев 2008 года- с целой доли.

Так, расчет налога за 5 месяцев 2008 г. с 1/2 доли в праве собственности произведен следующим образом: (налоговая база *** х налоговую ставку 2%)/доля 1/2 х 5 месяцев)/12 месяцев)= *** руб.

Расчет налога за 7 месяцев 2008 г. с целой доли 1/1 в праве собственности произведен следующим образом: (налоговая база *** х налоговую ставку 2%) х 7 месяцев)/12 месяцев)= *** руб. Итого общая сумма налога по квартире, расположенной по адресу п. Ува, ул. *** за 2008 год-*** руб. (*** руб. +*** руб.).

Кроме того, в дополнении к заявлению о признании действий Межрайонной ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике по начислению налога на имущество незаконными от 23.03.2010 года заявитель, в подтверждение своих доводов ссылается на письмо Минфина РФ от 04.12.2009 года №03-05-06-01/332, однако указанное письмо поддерживает позицию налогового органа. В письме указано, что в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2009 года №283-Ф3, Письмо Минфина от 21.04.2008 года не применяется при исчислении налога на имущество физических лиц за 2009 год. Вместе с тем, в письме указано, что при исчислении суммы налога на имущество физических лиц за 2008г. применяется порядок исчисления налога на имущество физических лиц, описанный в Письме Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19.

Заслушав доводы заявителя и представителя Межрайонной ИФНС России №6 по УР, исследовав материалы дела, суд находит заявление К.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон) установлено, что исчисление налогов производится налоговыми органами.

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).

Судом установлено, что К.Г. на начало 2008 года являлась собственником 1/2 доли квартиры по адресу: пос.Ува, ул.*** на основании договора на передачу и продажу квартир(домов) в собственность граждан от ***.1993 года, 1/2 доли квартиры по адресу: пос.Ува, ул.*** на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданному ***1996 года нотариусом Увинской нотариальной конторы, и здания магазина-*** по адресу: пос.Ува, ул.*** на основании договора купли-продажи от ***2004 года.

***2008 года супруг К.Г.- К., собственник 1/2 доли квартиры по адресу: пос.Ува, ул.***, умер. Несмотря на то, что заявитель К.Г. получила свидетельство о праве на наследство по закону лишь 18.12.2008 года, а государственная регистрация ее права собственности на наследственное имущество- 1/2 долю квартиры по адресу пос.Ува, ул.*** произведена лишь 11.01.2009 года, суд соглашается с доводами налогового органа о том, что К.Г. стала собственницей всей квартиры со дня открытия наследства, то есть со дня смерти супруга(ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно же п. 5 ст. 5 Закона за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На основании п. 2 ст. 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

Решением от 15.07.2009 г. № 72 Совета депутатов МО «Увинское» Увинского района УР внесены изменения в решение Совета депутатов муниципального образования «Увинское» Увинского района УР от 22.11.2006 № 24 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Увинское» Увинского района Удмуртской Республики». Указанным решением установлены ставки налога на имущество физических лиц от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Суд считает, что расчет налога за 2009 год и перерасчет за 2008г. произведен налоговым органом в соответствии с действующим законодательством.

Так, согласно налоговому уведомлению № ***(л.д.***) на уплату налога на имущество физических лиц, направленного в адрес К.Г., расчет налога за 2009 г. произведен следующим образом:

по объекту налогообложения Квартира, находящаяся по адресу п. Ува, ул. *** - налоговая база равна *** руб., доля- 1/1, налоговая ставка 2%. Сумма налога составит: *** руб.х2%= *** руб.;

по объекту налогообложения Квартира, расположенная по адресу п. Ува, ул. *** -налоговая база равна *** руб., доля- 1/2, налоговая ставка 2%. Сумма налога составит: *** руб. х 2% : 2=*** руб.;

по объекту налогообложения Здание, расположенное по адресу п. Ува, ул. *** -налоговая база равна *** руб., доля в праве собственности 1/1, налоговая ставка 2%, сумма налога к уплате- *** руб., поскольку данный объект недвижимости используется К.Г. в целях предпринимательской деятельности, на основании п.4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, заявитель освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц по зданию, расположенному по адресу п. Ува, ул. ***, как используемое в целях предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 статьи 54 НК РФ установлено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы налогоплательщик обязан произвести перерасчет налоговой базы. Поскольку по налогу на имущество физических лиц обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, соответственно в случае обнаружения ошибки в исчислении налоговой базы за предыдущие отчетные (налоговые) периоды налоговым органом производится перерасчет суммы налога за предыдущие периоды. В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Учитывая изложенное, перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 года, произведенный налоговым органом в рамках полномочий, является законным и обоснованным, и суд не соглашается с доводами заявителя о том, что никакие доначисления за этот налоговый период не могут быть признаны законными.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в Кассационном определении от 18.11.2009 года по делу №33-***, предмет спора по которому тождественен предмету по данному спору, действия налогового органа признала законными.

Доводы заявителя о неправомерности исчисления налога исходя из общей суммарной инвентаризационной стоимости объектов суд находит необоснованными и не принимает во внимание по следующим основаниям.

Так, согласно п.4 ст.346.26 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

На основании п.1 ст.3 Закона РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. Таким образом, Законом РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» не установлены особенности определения суммарной инвентаризационной стоимости имущества в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество. При этом освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в связи с применением специальных налоговых режимов не влечет исключение указанного имущества из состава объектов обложения по данному налогу.

Пунктом 3 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. № 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" определено, что под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. В связи с этим из положений Закона и Инструкции МНС России следует, что ставки налога на имущество физических лиц должны определяться исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Между тем при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектами налогообложения, необходимо учитывать, что представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям (пункт 1 статьи 3 Закона РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»). В связи с этим, если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества. В этом случае при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего физическому лицу, инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, не учитывается. Если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам. В этом случае инвентаризационная стоимость нежилого помещения, принадлежащего физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, учитывается при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу, независимо от того, что у физического лица отсутствует обязанность по уплате налога в отношении данного нежилого помещения в связи с применением специальных налоговых режимов.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2009 года №8-В08-9, в котором действия налогового органа признаны законными.

Поскольку решением Совета депутатов МО «Увинское» ставки налога на имущество физических лиц в 2007-2009 г.г. были установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то налоговым органом суммарная инвентаризационная стоимость правомерно определена в целом по всем объектам.

Федеральным законом №283-Ф3 от 28.11.2009 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. №2003-1. Указанный закон определил в качестве объекта налогообложения долю в праве общей собственности на имущество. Действие положений п.7 ст.2 и п.2 ст.5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. №2003-1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Федеральный закон №283-Ф3 от 28.11.2009 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 01.01.2010 года. На основании вышеуказанного закона, налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2009 год. Сумма налога к уплате К.Г. уменьшена с *** руб.(л.д.*** на обороте) до *** руб.(л.д.***).

По объекту налогообложения - квартире, расположенной по адресу: п. Ува, ул. ***, расчет налога также произведен в соответствии с действующим законодательством. Как указывалось выше, с 03.06.2008 года К.Г. стала собственницей всей квартиры как наследница умершего супруга К. Таким образом, по указанному объекту налогообложения расчет налога произведен налоговым органом за пять месяцев 2008 года(с января по май)- с 1/2 доли, а за оставшиеся 7 месяцев 2008 года(с июня по декабрь)- с целой доли.

Так, расчет налога за 5 месяцев 2008 г. с 1/2 доли в праве собственности произведен следующим образом: (налоговая база *** руб. х налоговую ставку 2%) х ? долю х 5 месяцев)/12 месяцев)= *** руб.

Расчет налога за 7 месяцев 2008 г. с целой доли 1/1 в праве собственности произведен следующим образом: (налоговая база *** х налоговую ставку 2%) х 7 месяцев)/12 месяцев)= *** руб.

Итого, общая сумма налога по объекту налогообложения- квартира, расположенная по адресу п. Ува, ул.*** за 2008 год- *** руб. (*** руб. +*** руб.).

Таким образом, оснований для признания действий налогового органа в отношении налогоплательщика К.Г. незаконными и понуждении его к проведению перерасчета налога на имущество физических лиц К.Г. за 2008-2009 годы у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления К.Г. об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России №6 по УР о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике по доначислению налога на имущество физических лиц за 2008 год, и начислению данного налога за 2009 год в отношении К.Г. в налоговом уведомлении №*** от ***.2009г. из расчета инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости (2008 год: объекта -1/2 доли квартиры по адресу: п.Ува, ул.***, объекта – 1/2 доли квартиры по адресу: п.Ува, ул.***, 2009 год: объекта -1/2 доли квартиры по адресу: п.Ува, ул.***, объекта - квартиры по адресу: п.Ува, ул.***,) путем суммирования стоимости всех принадлежащих налогоплательщику объектов недвижимости, в том числе объекта - магазина - *** по адресу: п.Ува, ул.***, от уплаты налога на имущество физических лиц, по которому заявительница освобождена в связи с применением упрощенной системы налогообложения и умножения на ставку 2%, и понуждении Межрайонной ИФНС России № 6 по Удмуртской Республике произвести перерасчет налога на имущество физических лиц К.Г. за 2008-2009 годы с применением размера налоговой ставки по каждому объекту отдельно, с соответствующей стоимости доли в объекте недвижимости, без учета имущества, по которому налогоплательщик освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц: магазина – ***,- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения судом в окончательной форме.

Судья- В.А.Ёлкина