Отказ в установлении досрочной трудовой пенсии по старости



Гражданское дело | Отказ в установлении досрочной трудовой пенсии по старости. Документ от 02.06.2010 №217. Решение вступило в законную силу 28.05.2010.

Дело№2-***-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2010 года пос.Ува УР

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А. при секретаре Осетровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к Управлению Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в Увинском районе о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Т. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что с04 апреля 1984 года по настоящее время она осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Общий стаж педагогической работы составляет более 25 лет, что подтверждается записями в ее трудовой книжке. В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Полагает, что ее педагогический трудовой стаж дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В подтверждение права на досрочную трудовую пенсию по старости она предоставила *** 2010г.в Управление Пенсионного фонда РФ в Увинском районе УР все необходимые документы. Однако ***.2010г. было вынесено Решение №*** об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отказано ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности не менее 25 лет. В решении подтверждено наличие требуемого стажа по данному основанию 24 года 4 месяца 15 дней и сделан вывод о невозможности включения в стаж период работы в должности пионервожатой с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г., всего 10 месяцев 23 дня, так как данная профессия не предусмотрена ни Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №***, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №***, ни Списком должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от ***1999 г. №***. Отказ считает незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерации и пенсионным законодательством, необходимый стаж работы для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости имеется, он составляет более 25 лет. Просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в Увинском районе №*** от ***.2010 года об отказе в установлении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды работы в должности пионервожатой в *** средней школе Увинского района с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г. и назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в Увинском районе- с 12.01.2010 года.

В судебном заседании Т. свои требования поддержала и привела те же доводы, что и в заявлении.

Представитель ответчика Л.М., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что ***.2010 г. истица обратилась с документами в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР для назначения ей досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В соответствии с п.1 ст. 19 указанного закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР от ***.2010 г. №*** Т. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. На дату обращения педагогический стаж Т. составил 24 года 4 месяца 15 дней. Период работы истицы в качестве пионервожатой в *** средней школе с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г. не могут быть включены в льготный стаж, т.к. данная должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Право на назначение досрочной пенсии по старости педагогическим работникам определяется в соответствии с «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Специалисты ПФР при определении права на досрочное пенсионное обеспечение не уполномочены каким - либо образом расширительно толковать вышеуказанные Списки. Данные Списки созданы с целью их буквального толкования и применения единой практики по назначению досрочных пенсий. Считает, что незаконных действий со стороны Управления допущено не было, право на назначение пенсии Т. территориальным органом ПФР-Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Увинском районе УР не нарушалось, просит в удовлетворении исковых требований исицы отказать в полном объеме.

Согласно письменного отзыва, на который сослался представитель ответчика, в случае отсутствия права на досрочную трудовую пенсию по старости, исчисленную по условиям и нормам, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, право на соответствующий вид пенсии может быть рассмотрено с учетом постановления Минтруда России от

17.10.2003 № 70 и разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 № 4, а также с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 № 2-П. Так, Постановлением Министерства труда РФ от 17.12.2003 № 70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в котором изложен порядок подсчета специального трудового стажа со дня отмены закона или нормативного акта. Согласно указанному Постановлению при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые учитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного исчисления стажа).Изложенный порядок исчисления стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа или специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. На основании постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 № 953 с 01.10.1993г. на территории Российской Федерации не применяется постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. В соответствии с п.3 постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 был сохранен порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавший до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Постановлением СМ РСФСР от 22.09.1993 № 953 данный пункт был отменен и не содержал нормы, допускающей возможность исчисления сроков выслуги лет по правилам, имевшим место до 22.09.1993. Данное обстоятельство также указывает на недопустимость применения постановления СМ СССР от 17.12.1959 № 1397. Возможность и порядок применения утратившего свое действие нормативного правового акта урегулирована и в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в соответствии с п.3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения стажа на соответствующих видах работ за период, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (п.9 ст.30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). При этом продолжительность соответствующего стажа работы по состоянию на 01.01.2002 значения не имеет. Постановление СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 утратило силу с 01.10.1993 и, следовательно, на дату введения в действие нового правового регулирования не действовало, поэтому для его применения с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 № 2-П правовых оснований также не имеется. Таким образом, анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов и Постановления Конституционного Суда позволяет сделать вывод о том, что для применения Постановления от 17.12.1959 № 1397 необходимы условия:1/ в период действия соответствующего нормативно-правового акта у заявителя должно возникнуть право на пенсию (разъяснение Минтруда от 17.10.2003 № 4);2/либо до даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данный нормативный акт был действующим (Постановление КС РФ от 29.01.2004 № 2-П). Данное постановление не являлось действующим на момент введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как утратило силу с 01.10.1993 г.. Списки от 06.09.1991 г. №463 и от 22.09.1999 № 1067, действовавшие на момент введения в действие нового правового регулирования не содержали нормы о включении в педагогический стаж периодов работы в должности «пионервожатой». Введенные с 01.01.1992 г. и с 01.01.2002 г. новые нормативные акты, изменив Списки, Правила исчисления периодов работы, ввели новые, более выгодные правила исчисления размера пенсии, а также условия ее выплаты. Ранее в соответствии со ст.58 Закона «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 пенсия за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет назначалась в размере 40 процентов ставки заработной платы. Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 № 340-1, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ изменен порядок расчета пенсии, а именно ее размер определяется как размер трудовой пенсии по старости, назначается надбавка на нетрудоспособных членов семьи, производится перерасчет размера с учетом страховых взносов. Кроме того, ранее в соответствии с законом от 14.07.1956 г. пенсия за выслугу лет выплачивалась только при условии оставлении работы в должности, дававшей право на данный вид пенсии. С 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости выплачивается независимо от факта работы. Также в Определении Верховного Суда РФ от 02.12.2002 г. № ГКПИ2002-1288 было указано, что правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и не могут нарушать чьих-либо прав. Данные обстоятельства также указывают на недопустимость применения Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, так как оно утратило силу. Таким образом, при подсчете специального стажа, дающего право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 статьи 27 Закона РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Увинском районе УР правомерно исключен период работы Т. в должности «пионервожатой» с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г., не дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Т. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее. Истица оспаривает отказ Управления ПФ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, считая подлежащим зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г. в должности пионервожатой в *** средней школе Увинского района Удмуртской АССР. 12.01.2010 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 29.01.2010 года решением Управления в назначении Т. досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 отказано ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности не менее 25 лет. Управление подтвердило наличие требуемого стажа по данному основанию 24 года 4 месяца 15 дней и пришла к выводу о том, что время работы Т. в должности пионервожатой с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г. не подлежит в зачету в специальный стаж для назначения пенсии, так как данная профессия не предусмотрена ни Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 (применяемым до 01.11.1999 года), ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 (применяемым с 01.1 1.1999 года).

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В периоды работы Т. в должности пионервожатой действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, Т. имеет право на зачет периодов работы в должности пионервожатой в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах решение Управления ПФ РФ в Увинском районе №*** от ***.2010 г. является незаконным, а периоды работы истицы в должности пионервожатой подлежат зачету в стаж, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку судом признается подлежащим зачету в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, период работы с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г., составляющий в календарном исчислении 10 месяцев 23 дня, то общий стаж на момент обращения в Управление ПФ в Увинском районе УР, т.е. на 12.01.2010 года, с учетом признанного стажа 24 года 4 месяца 15 дней, составляет более 25 лет, следовательно, Т. как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании вышеизложенного суд удовлетворяет требования истицы о признании решения Управления Пенсионного Фонда РФ в Увинском районе УР №*** от ***.2010 года незаконным и обязывает ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Т. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики №*** от ***.2010 года об отказе Т. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики включить Т. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 16.11.1984 по 14.01.1985г.г., с 16.09.1988 по 14.04.1989г.г. и с 01.05.1989 по 25.06.1989г.г. в должности пионервожатой в *** средней школе Увинского района Удмуртской АССР.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики досрочно назначить Т., ***1965 года рождения, уроженке дер.*** Увинского района Удмуртской АССР, трудовую пенсию по старости с момента ее обращения, то есть с 12 января 2010 года, как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Увинский районный суд.

Судья- В.А.Ёлкина