Гр. дело №2-***\10
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации16 марта 2010 года пос.Ува УР
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Шаклеина А.В.
при секретаре Щекалевой И.Н.
с участием заявителя Р.
представителя Совета депутатов муниципального образования «Увинское» С. (доверенность от ***г.),
помощника прокурора Увинского района УР Карачевой Г.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании недействующим Решения Совета депутатов МО «Увинское»,
Установил:
Р. первоначально обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Решения Совета депутатов МО «Увинское» №73 от 15.07.2009 года «О внесении изменений в Решение Совета депутатов муниципального образования «Увинское» от 22.11.2006 года №24 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Увинское». Требование было обосновано тем, что это Решение в части установления ставки в 2% по налогу на имущество стоимостью более 2000000 руб. затрагивает ее права как, налогоплательщика и возлагает неравное и незаконное налоговое бремя, не соответствует действующему законодательству (Закон «О налогах на имущество физических лиц», ст.15 НК РФ, ст.19 и 57 Конституции РФ).
В предварительном судебном заседании *** года, Р. не изменяя оснований, уточнила требование и просила признать недействующим и не порождающим правовых последствий - Решение Совета депутатов МО «Увинское» №24 от 22.11.2006г. «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Увинское» в части установления ставки налога 2% со стоимости имущества свыше 2000000 руб. в редакции вышеуказанного Решения от 15.07.2009 года.
В данном судебном заседании Р. вновь уточнила свое требование и просила признать недействующим и не порождающим правовых последствий в части установления ставки налога в 2% со стоимости имущества свыше 2000000 руб. - Решение Совета депутатов МО «Увинское» №73 от 15.07.2009 года «О внесении изменений в Решение Совета депутатов муниципального образования «Увинское» от 22.11.2006 года №24 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Увинское», поскольку именно это нормативно-правовой акт распространяется на интересующие ее правоотношения, возникшие с 1.01.2009 года. Данное требование она в суде поддержала, в его обоснование сослалась на доводы, приведенные ею в письменном заявлении. Пояснила, что фактически права ее нарушены тем, что Совет депутатов, рассматривая 15 июля 2009 года вопрос об изменении ставок налога на имущество в 2009 году, пересмотрел и снизил ставки налога для других налогоплательщиков, а ставку к имуществу стоимостью свыше 2000000 руб. не снизил, чем поставил ее в неравное положение.
Представитель Совета депутатов МО «Увинское» с требованием Р. не согласилась. Подтвердила, что именно Решение Совета депутатов №73 от 15.07.2009 года распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1.01.2009 года в части установления размера ставок налога, в соответствии с ним заявительнице налоговым органом был исчислен налога за 2009 год. Решение считает законным и не нарушающим права заявительницы. Данный нормативно-правовой акт принят полномочным лицом, процедура введения его в действие соблюдена, он не противоречит действующему законодательству.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления Р. ввиду законности и обоснованности оспариваемого Решения, проверив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд находит заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта, противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено в суде, 15 июля 2009г. Решением Совета депутатов МО «Увинское» к правоотношениям, возникшим с 01.01.2009 года, были установлены ставки налога на имущество физических лиц (в том числе в размере 2% на имущество суммарной инвентаризационной стоимостью более 2000000 руб.). Ранее действующее в этой части Решение Совета депутатов МО «Увинское» №24 от 22.11.2006. «О налоге на имущество физических лиц на территории МО «Увинское», распространяющее действие с 1 января 2007 года, устанавливало ставку налога на имущество физических лиц в 2% от стоимости имущества свыше 2000000 руб.
Р., заявляя требование о признании недействующим Решения, в части установления на правоотношения, возникшие с 1.01.2009 года, ставки налога в 2%, сослалась на то, что данный нормативный акт нарушает ее права налогоплательщика.
Суд полагает, что указанный акт не противоречит действующему законодательству, в том числе ни федеральному, ни регулирующему вопросы местного самоуправления. Так, в силу ст.3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются представительным органом местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в пределах до 2% включительно. При этом представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Статья 12 НК РФ так же определяет, что местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В рассматриваемом случае именно представительный орган местного самоуправления, в частности Совет депутатов муниципального образования «Увинское» Увинского района УР в пределах своих полномочий принял Решение об установлении ставки налога на имущество на 2009 год.
Процедура принятия оспариваемого акта соответствовала Уставу муниципального образования «Увинское». Согласно представленному в материалах дела протоколу №16 от 15.07.2009г., из установленного числа депутатов (количеством 15) на заседании присутствовало – 11 депутата, решение по ставкам налога на 2009г. принято большинством голосов. Подписано Решение главой данного муниципального образования Позыревым А.А. 21 июля 2009 года полный текст оспариваемого Решение официально опубликован в Увинской газете. Таким образом, и процедура официального опубликования оспариваемого акта была соблюдена.
Как уже было указано выше, в соответствии с главой 24 ГПК РФ с требованием о признании нормативно-парового акта может обратиться гражданин, чьи права и свободы нарушены этим актом. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении №48 от 29.11.2007г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно правовых актов полностью или в части» определяет это, как условие, необходимое для проверки акта или его части.
Доводы Р. о том, что Решением Совета депутатов МО «Увинское» №73 от 15.07.2009г., а так же ранее упоминаемым ею Решением Совета депутатов МО «Увинское» №24 от 22.11.2006 года в части установления ставки в 2% нарушаются ее права и свободы суд находит несостоятельным. В подтверждение данного обстоятельства ею не приведено ни единого доказательства.
Так, согласно имеющимся в деле налоговом уведомлении *** за 2009 года, а так же свидетельстве о государственной регистрации права ***, в собственности заявительницы имеется здание по *** п.Ува стоимостью *** руб. и 1\4 доля жилого дома по *** п.Ува стоимостью *** руб. (относительно общей стоимости дома в *** руб.). При расчете налога на имущество налоговый орган учитывал размер доли.
Статья 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» (распространяющая свое действие и на интересующие заявительницу правоотношения с 1 января 2009 года) определяет объектом налогообложения такой вид имущества, как доля в жилом доме. При таких данных, даже суммарная инвентарная стоимость объектов налогообложения истицы, составляет сумму менее *** руб., что исключает применение к отношениям связанным с исчислением налога на имущество заявительницы, возникшим с 1.01.2009 года, той части нормативно-правового акта (применении ставки в 2%), которая ею оспаривается в Решение Совета депутатов МО «Увинское» №73 от 15.07.2009 года и упоминается в Решении Совета депутатов муниципального образования «Увинское» от 22.11.2006 года за №24.
В материалах дела имеется копия заявления Р. в Межрайонную ИФНС №6 о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2009 год, поданного уже в декабре 2009г., из которого следует, что она фактически не согласна с порядком исчисления сумм налога, применяемым налоговым органом. Оценка действий налогового органа, в рамках данного гражданского дела невозможна, поскольку выходит за рамки предмета спора. Однако это не лишает заявительницу права на оспаривание действий налогового органа в рамках главы 25 ГПК РФ. Об отсутствии факта нарушения прав и свобод заявительницы оспариваемым ею в части нормативно-паровым актом, свидетельствует и то обстоятельство, что налоговым органом за 2009 год произведен перерасчет налога на имущество физических лиц из ставки 0.7 %, при этом применение такой ставки произведено на основании того же Решения Совета депутатов МО «Увинское» №73 от 15.07.2009 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления Р. о признании недействующим в части, Решения Совета депутатов МО «Увинское» от 22.11.2006 года №24 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Увинское», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней через Увинский районный суд.
Судья
А.В. Шаклеин