Дело №2-314\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации06 июля 2010 года п.Ува УР
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Шаклеина А.В.
при секретаре судебного заседания Щекалевой И.Н.,
с участием истцов: Тарасовой А.М., Тимиркаевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой А.М. и Тимиркаевой М.И. к Межрайонной ИФНС №6 по УР об установлении права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасова А.М. и Тимиркаева М.И. обратились в суд с иском о признании за ними *** (за первой) и *** (за второй) доли в праве собственности на земельный участок размером 0.10 га, расположенный по адресу: ***. Требования обоснованы тем, что на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ***1998 г. в собственность М., В., И. в равных долях (т.е. по ***) перешло право на земельный участок по указанному адресу. ***1998 г. В. умерла. Открывшееся после ее смерти наследство, в том числе *** доля на спорный земельный участок, перешла в порядке наследования ее мужу М., принявшему наследство, но документально право на него не оформившего. ***1999г. умер М., открывшееся после его смерти наследство, в том числе его *** доли на спорный земельный участок, перешло в порядке наследования его дочери Тарасовой А.М. (истице по делу), которая своевременно фактически приняла в наследство имущество отца и обратилась с соответствующим заявлением к нотариусу. В настоящее время выяснилось, что при составлении договора купли-продажи дома с земельным участком по указанному адресу по ошибке доли конкретизированы не были, поэтому в Свидетельстве на право собственности на землю серии РФ *** единолично записан только М. Тимиркаева (в девичестве В.) М.И., фактически выступая стороной по договору купли-продажи спорного земельного участка и приобретая его в *** доле, оказалась без правоустанавливающего документа.
В судебном заседании истицы заявленные требования поддержали, обосновывая их теми же доводами что и в письменном заявлении.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №6 по УР Лебедев В.В. *** в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. По его просьбе, адресованной в письменном виде, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без его участия. Судом принято к сведению мнение ответчика, выраженное в письменном отзыве, об отсутствии возражений по иску.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Принятие наследства в силу ст.1153 ГК РФ осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Таким образом, под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства, признаются любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом.
Как установлено в суде, Тимиркаева (до брака В.) М.И. приобрела *** долю в праве собственности на земельный участок площадью ***, расположенный по адресу: *** на основании Договора купли-продажи от ***1998 года (зарегистрированного нотариально в реестре за ***). Вместе с тем при составлении Свидетельства на право собственности на землю ***, указав ее в качестве сособственника, долю не определили.
Так же установлено, что принадлежащая наследодателю В. *** доля в праве собственности на земельный участок по указанному адресу в порядке наследования перешла в собственность ее мужа М., фактически, в установленный законом срок, принявшего в наследство ее имущество. После смерти М. принадлежащие ему *** доли в праве собственности на указанный земельный участок в порядке наследования перешли его дочери Тарасовой А.М., фактически принявшей в наследство его имущество и обратившейся с соответствующим заявлением к нотариусу.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются объяснениями истиц, кроме того следующими письменными доказательствами: Свидетельством о рождении В. (после замужества Тарасовой) А.М. ***; Свидетельством о заключении брака, подтверждающим смену фамилии; Свидетельством о заключении брака И. ***, подтверждающей смену ее фамилии на «Тимиркаева»; Ответом нотариуса об отказе в совершении нотариального действия в отношении земельного участка, ввиду отсутствия сведений о принадлежности долей в праве собственности на него; Договором купли-продажи земельного участка от ***1998г., по которому в числе трех покупателей значится и И.; Справкой ГУП «У***» *** согласно которой за М., В. и И. зарегистрировано по *** доле в праве собственности на жилой дом по указанному адресу, и в качестве основания поименован вышеуказанный Договор от ***1998г.; Свидетельством о смерти В.; Свидетельством о смерти М. ***; Заявлениями о принятии наследства М. и Тарасовой А.М.; Свидетельством на право собственности на землю серии ***; Справкой Администрации МО «Каркалайское» *** о том, что по день смерти В. проживала и была зарегистрирована по адресу: ***; Справкой Администрации МО «Каркалайское» *** о том, что по день смерти М. проживал и был зарегистрирована по адресу: ***; Кадастровым паспортом на земельный участок.
С учетом вышеизложенного суд считает доказанным то обстоятельство, что Тимиркаева М.И. по договору купли-продажи от ***1998 г. приобрела право собственности на 1\3 долю земельного участка по адресу: ***. Так же суд полагает доказанным и то обстоятельство, что оставшиеся *** доли в праве собственности на указанный участок перешли в собственность Тарасовой А.М. в порядке наследования после смерти М. При таких данных требования истиц о признании за ними права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тарасовой А.М. и Тимиркаевой М.И. к Межрайонной ИФНС №6 по УР об установлении права собственности, удовлетворить.
Признать за Тимиркаевой М.И. *** право собственности на *** долю земельного участка, расположенного по адресу: ***
Признать за Тарасовой А.М. *** право собственности на *** доли земельного участка, расположенного по адресу: *** в порядке наследования после смерти М., умершего ***1999г. (актовая запись *** от ***г.).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней через Увинский районный суд.
Судья
А.В. Шаклеин