о признании постановления Администрации МО «Увинский район» №615 от 24.05.2010 года с изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Увинский район»№1089 от 01.09.2010 года, незаконным



Дело№2-388-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2010 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А.

С участием прокурора Борисова А.И.,

При секретаре Осетровой Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Увинского района в интересах Алабужева Г.А. о признании постановления Администрации МО «Увинский район» *** от ***2010 года с изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Увинский район»№1089 от 01.09.2010 года, незаконным и отмене указанного акта органа местного самоуправления,

У с т а н о в и л:

Прокурор Увинского района обратился с вышеназванным заявлением, мотивируя свои требования тем, что по итогам проверки доводов жалобы гр-на Алабужева Г.А. установлено, что постановлением Администрации Муниципального образования «Увинский район»(далее- Администрации МО «Увинский район») № 615 от 24.05.2010 снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении участник ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф Алабужев Г.А. в связи с выявлением в представленных им документах, послуживших основанием принятия на учет, сведений не соответствующих действительности. Однако в постановлении не указано, какие представленные Алабужевым Г.А. сведения не соответствуют действительности. Прокурорской проверкой таковые также не выявлены. В связи с тем, что в представленных Алабужевым Г.А. документах не выявлено сведений, не соответствующих действительности, законных оснований для снятия его с учета по этому основанию не имелось. В связи с чем прокурором *** на указанное постановление в соответствии со ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» был принесен протест с требованием его отмены как незаконного. Данный протест главой администрации Муниципального образования «Увинский район» удовлетворен не был и на сегодняшний день Алабужев Г.А. по-прежнему не восстановлен в очереди лиц нуждающихся в получении жилья. Обращение в суд прокурора в интересах Алабужева Г.А. обусловлено тем, что оспариваемое решение противоречит требованиям федерального законодательства и создает препятствия к осуществлению им гарантированных ст. 40 Конституции Российской Федерации прав на жилище. В связи с тем, что оспариваемым постановлением Алабужев Г.А. снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, он лишен возможности получить бесплатное жилье как участник ликвидации последствий радиационной аварии на производственном объединении «***». Самостоятельно Алабужеву Г.А. затруднительно защищать свои интересы в суде ввиду плохого состояния здоровья. Прокурор просит признать постановление Администрации МО «Увинский район» №615 от 24.05.2010 года незаконным и обязать орган местного самоуправления отменить указанное постановление.

В судебном заседании прокурор Борисов А.И. требования уточнил, просит признать незаконным постановление Администрации МО «Увинский район» №615 от 24.05.2010 года с изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Увинский район»№1089 от 01.09.2010 года, и обязать Администрацию МО «Увинский район» отменить указанное постановление. Пояснил, что Администрация признала, что была не права, и поэтому родилось постановление о внесении изменений. Заключения межведомственной комиссии о непригодности жилья, где проживал Алабужев, на 2007 год не имелось, но в этом вины Алабужева нет. Право обратиться с заявлением в межведомственную комиссию ему не разъясняли. Все, что от него зависело, он сделал, Администрация его и поставила на учет. Фактически жилье Алабужева было ветхим, он имел право состоять на учете. Доводы ответчика, что нарушения были выявлены весной 2010 года, надуманны, т.к. в ответе прокурору на протест, данном в июне 2010 года, ни о каких неправомерных действиях должностных лиц не говорится. Этот довод родился в ходе рассмотрения заявления прокурора судом. Это постановление вынесено для того, чтобы задним числом оправдать свои действия. Никаких подтверждающих документов о дате выявления неправомерных действий должностного лица, в ходе какой проверки было выявлено,- не представлено.

Алабужев Г.А. требования прокурора поддержал и пояснил, что с заявлением о постановке на учет обратился в Администрацию 25.10.2007 года. Дом принадлежал его супруге М., потом она дом внучке подарила. Он никогда не был собственником жилого помещения, только проживал и сейчас проживает в этом доме. Пока мог, он ремонтировал дом, стены у дома расходились, сам их стянул.

Представитель Администрации МО «Увинский район» Поздеева В.А., действующая на основании доверенности, с заявлением прокурора не согласилась, поддержала письменные возражения, согласно которых основанием для признания Алабужева Г.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий явилась норма п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В качестве доказательства проживания в таком доме Алабужевым Г.А. кроме технического паспорта, в котором указан износ дома 60%, других документов не предоставлено. На этом основании (износ более 60%) он был признан нуждающимся. Но при формировании списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Граждане-участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» для направления в Минстрой УР было выявлено, что факт проживания Алабужева Г.А. в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, документально не подтвержден. В пакете документов отсутствует заключение Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания, которое и должно подтверждать факт проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Таким образом, недостоверные сведения заключаются как раз в том, что фактически жилой дом является пригодным для проживания, документы, подтверждающие обратное не предоставлены. Основанием для проведения обследования Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания является заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции. Только на основании заявления или заключения Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. В муниципальном образовании «Увинский район» такая комиссия создана постановлением главы Администрации муниципального образования «Увинский район» от 30.03.2009 № 357, до этой даты межведомственная комиссия функционировала на основании постановления главы Администрации муниципального образования «Увинский район» от 12.09.2005 №801. Такое заявление от собственника жилого дома, в котором проживает Алабужев Г.А., не поступало, кроме того, Администрация муниципального образования «Увинский район» не является органом, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора, т.е. не могла дать необходимое заключение. Неоднократные разъяснения законодательства о необходимости написания заявления для обследования Комиссией результата не дали, в результате чего заключение отсутствует. Постановление Администрации муниципального образования «Увинский район» от 24.05.2010 № 615 принято с учетом действующего законодательства, при этом нарушений прав Алабужева Г.А. не допущено, препятствие к осуществлению прав и свобод не создано: Алабужев Г.А. вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением, к которому будут приложены все необходимые для принятия решения документы и воспользоваться правом.

Также представитель Администрации МО «Увинский район» Поздеева В.А. пояснила, что в постановлении №615 была указана неточная формулировка. 01.09.2010 года было вынесено постановление о внесении изменений в постановление от 24.05.2010 года, которым изменена формулировка, т.к. имели место неправомерные действия должностного лица. Должностным лицом в соответствии с Уставом является глава Администрации, его неправомерные действия заключались в издании постановления о постановке Алабужева на учет. В то время исполняла обязанности главы Администрации Лохтина Н.Г. Какой-либо проверки по факту издания постановления не проводилось, мер дисциплинарного взыскания к должностному лицу принято не было. Документы по Алабужеву Г.А. в Минстрой УР не направлялись. Неправомерные действия должностного лица выявлены весной, примерно до мая 2010 года. Алабужев Г.А. не представил заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, хотя право на обращение в указанную комиссию ему разъяснялось. Просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Свидетель М. показала, что подписала заявление о постановке на учет от имени мужа с его согласия, так как муж не мог ходить и писать по состоянию здоровья. Сбором документов занималась она сама. В Администрации ей велели собирать документы по перечню, она все собрала, и мужа поставили на учет. Документы приняла Б., потом занималась Е.. С нее просили копию паспорта, справку о составе семьи, свидетельство заключении брака, договор купли-продажи, свидетельство о регистрации права на дом. Заключения межведомственной комиссии с нее не просили, она даже не знала про такую комиссию, не знала, что надо туда заявление писать. После обращения в прокуратуру к ним приезжало много людей, они встали перед домом, разговаривали. Одна женщина зашла в дом, а на обоях везде трещины. Она посмотрела и сказала: «Дом-то плывет», а больше никто и не заходил. А в 2007 году было трое: Акилин, Рябченко и Державина. Они все смотрели: в подполье, наверх лазали. Видели, что между стеной и полом щель – дыра, это щиты отходят.

Заслушав доводы сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора *** обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что Алабужев Г.А. является участником ликвидации последствий аварии на производственном объединении «***», соответственно, имеет право на льготы, установленные п.3 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьей 15 указанного закона гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Алабужев Г.А. вместе с супругой М. проживает в жилом доме, находящемся по адресу: ***. Жилой дом изначально принадлежал М. на праве собственности на основании договора купли-продажи от ***, а *** М. подарила жилой дом внучке З.

Согласно ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

25.10.2007 года Алабужев Г.А. обратился в Администрацию МО «Увинский район» с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. С заявлением Алабужевым представлены документы в подтверждение наличия льгот, о составе семьи, а также технический паспорт на жилой дом, составленный Увинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация» по состоянию на 03.10.2007 года, согласно которого сборно-щитовой обложенный кирпичом жилой дом *** года постройки общей площадью *** кв.м, в том числе жилой-*** кв.м, имеет в целом износ 62 процента, в частности, фундамент дома имеет 70 процентов износа, стены и их наружная отделка-70 процентов, перекрытия-60 процентов, крыша-70 процентов, полы-60 процентов, оконные проемы- 60 процентов, отделка-50 процентов.

02.10.2007 года комиссия в составе трех человек: директора МУ «Управление службы Единого заказчика Увинского района», инженера и коменданта указанного муниципального учреждения произвела техническое освидетельствование щитового обложенного кирпичом жилого дома по адресу: ***, 1986 года постройки, в результате осмотра выявила: кровля из асбестоцементных листов изношена, стены и перегородки щитовые, вертикальность стен нарушена, между полом и наружным щитом щель, дом стянут со всех сторон металлическими связями, и сделала заключение: необходимо произвести ремонт кровли.

06.10.2007 года на заседании жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Увинский район» принято решение о постановке Алабужева Г.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно п.3 ст.51 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153.

Постановлением и.о. главы Администрации муниципального образования «Увинский район» №1594.1-р от 05.12.2007 года в целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище, на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации Увинского района от 06.10.2007 года №***, в соответствии с п.3 п.1 ст.51 ЖК РФ, п.3 ч.1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом УР от 19.10.2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Алабужев Г.А., проживающий по адресу: ***.

18.03.2010 года на заседании жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «Увинский район» принято решение о снятии Алабужева А.Н.(так указано в выписке из протокола заседания) на том основании, что он ухудшил жилищные условия, оформил договор дарения.

Постановлением Администрации МО «Увинский район» №615 от 24.05.2010 года Алабужев Г.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Мотивом принятия такого решения послужила проверка документов при формировании списков граждан, состоящих на учете(в очередности) на улучшение жилищных условий в МО «Увинский район» по категории «Граждане-участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица» для направления в Минстрой УР, в результате которой выявлено отсутствие заключения межведомственной комиссии МО «Увинский район» по признанию жилого помещения непригодным для проживания, а технический паспорт и акт технического обследования жилого дома от 02.10.2007 года не подтверждают наличие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения жилого дома, расположенного по адресу: ***.

Постановлением Администрации МО «Увинский район» №1089 от 01.09.2010 года внесены изменения в п.1 постановления Администрации МО «Увинский район» от 24.05.2010 года №615 «О снятии Алабужева Г.А. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении»: слова «выявлением предоставленных ими документах в Администрацию муниципального образования «Увинский район» сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет» заменены словами «неправомерными действиями должностных лиц Администрации муниципального образования «Увинский район» при решении вопроса о принятии на учет».

Согласно подп.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ. Решения о снятии граждан с учета могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке.

На основе анализа представленных прокурором Увинского района и Администрацией МО «Увинский район» доказательств суд пришел к выводу о незаконности Постановления Администрации МО «Увинский район» №615 от 24.05.2010 года с внесенными изменениями от 01.09.2010 года.

Так, судом установлено, что Алабужев Г.А. 25.10.2007 года обратился с заявлением в Администрацию МО «Увинский район» о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вместе с заявлением им были представлены документы в подтверждение наличия льгот, о составе семьи, о доходах, а также технический паспорт на жилой дом, составленный Увинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация» по состоянию на 03.10.2007 года. Доводы представителя ответчика о том, что Алабужевым Г.А. не представлено заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, хотя право на обращение в указанную комиссию ему разъяснялось, опровергаются показаниями свидетеля М., которая фактически занималась сбором документов и об обращении в межведомственную комиссию ей никто не говорил, а также представленным в суд перечнем необходимых документов для постановки на учет на внеочередное выделение жилья. Данный перечень был направлен Администрацией МО «Увинский район» в адрес Алабужева Г.А. ***2007 года(исх. ***), и он не содержит упоминания о необходимости обращения собственника жилого помещения или членов его семьи в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания. На основании этого суд делает вывод о том, что вины Алабужева Г.А. в не представлении заключения межведомственной комиссии не усматривается, а делать вывод о несоответствии представленных им сведений действительности неправомерно. Администрацией МО «Увинский район» при решении вопроса о постановке Алабужева Г.А. на учет действительно не предпринято попыток выяснить реальное состояние жилого помещения, а составленный комиссией акт технического обследования жилого дома от 02.10.2007 года, выполненный на низком профессиональном уровне, не дает полного представления о том, в каких условиях проживает заявитель, не отвечает на вопрос, находится ли жилое помещение в ветхом или аварийном состоянии, пригодно ли оно для проживания. Так, в результате осмотра комиссией выявлено, что вертикальность стен нарушена, между полом и наружным щитом имеется щель, дом стянут со всех сторон металлическими связями, однако комиссией делается вывод лишь о необходимости ремонта кровли.

В то же самое время, решение о постановке Алабужева Г.А. на учет было принято сначала на жилищно-бытовой комиссии ***, затем вынесено постановление и.о. главы Администрации МО «Увинский район» от 05.12.2007 года о постановке Алабужева Г.А. на учет, и в течение последующих лет вопроса о законности постановки гражданина на учет никто не поднимал. Более того, Алабужев Г.А., как видно из материалов дела, в 2008 году обращался в Увинский районный суд о признании бездействия Администрации МО «Увинский район» незаконным, и в ходе судебного разбирательства анализировались документы, послужившие основанием для постановки Алабужева Г.А. на учет, а также обращался в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, однако Администрацией МО «Увинский район» вопрос о законности и обоснованности постановки гражданина на учет не ставился, как не ставился вопрос и о снятии его с учета. Так, в ответе Полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе Кобзеву А.Н. письмом от 12.08.2009 года глава Администрации МО «Увинский район» сообщал, что в связи с заключением 25.09.2008 года М. договора дарения жилого дома Алабужев Г.А. потерял право на предоставление жилья и получение жилищного сертификата. На заседании жилищно-бытовой комиссии 18.03.2010 года принято решение о снятии Алабужева с учета в связи с ухудшением жилищных условий(заключением договора дарения). Лишь 24.05.2010 года Администрацией МО «Увинский район» вынесено постановление о снятии Алабужева Г.А. с учета в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности. 01.09.2010 года формулировка основания снятия Алабужева Г.А. с учета изменена на такое основание, как выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Администрацией МО «Увинский район» не представлено доказательств неправомерности должностного лица- и.о. главы Администрации МО «Увинский район» при решении вопроса о постановке Алабужева на учет. Более того, доводы представителя Администрации о выявлении неправомерных действий в мае 2010 года суд считает голословными и не соответствующими обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела, Администрация МО «Увинский район» уже в 2009 года официально признавала Алабужева Г.А. утратившим право на предоставление жилья(ответ полномочному представителю Президента РФ), однако лишь 24.05.2010 года вынесла постановление о снятии его с учета в связи с несоответствием действительности сведений в представленных документах, а 01.09.2010 года изменила основание снятия гражданина с учета, между тем как решение о снятии гражданина с учета должно быть принято органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения.

Таким образом, вынесенное Администрацией МО «Увинский район» постановление, с учетом внесенных в него изменений, о снятии Алабужева Г.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях вынесено в нарушение установленного законом порядка, не соответствует закону, нарушает конституционное право заявителя на получение жилья и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Увинского района в интересах Алабужева Г.А. о признании постановления Администрации МО «Увинский район» №615 от 24.05.2010 года с изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Увинский район»№1089 от 01.09.2010 года, незаконным и отмене указанного акта органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации МО «Увинский район» №615 от 24.05.2010 года с изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Увинский район»№1089 от 01.09.2010 года, и обязать Администрацию МО «Увинский район» отменить указанное постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.

Судья- В.А.Ёлкина