о признании действий администрации МО ` Увинский район` об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконными



Дело№2-423-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2010 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А.

С участием прокурора Тимкиной Л.С.,

При секретаре Осетровой Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Увинского района о признании незаконным отказа Администрации МО «У***» в постановке Степановой Ф.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязывании Администрации МО «У***» признать Степанову Ф.П. нуждающейся в жилом помещении,

У с т а н о в и л:

Прокурор Увинского района обратился в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Увинского района поступило обращение Степановой Ф.П. о проверке законности действий Администрации МО «У***». По обращению проведена проверка, в ходе которой установлено, что Степанова Ф.П., являясь *** ветерана Великой Отечественной войны, обратилась с заявлением в Администрацию МО «У***» о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Однако решением заседания жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «У***» от ***2010 года *** Степановой Ф.П., зарегистрированной по адресу: ***, в постановке на учет отказано в связи с преднамеренным ухудшением жилищных условий на основании п.п.3 п. 1 статьи 54 ЖК РФ и статьи 53 ЖК РФ. В обоснование принятия такого решения Администрация МО «У***» указывает, что в дом по адресу: *** 2009 году зарегистрированы два человека и в 2010 году - один человек, тем самым Степановой Ф.П. сознательно ухудшены жилищные условия. Вместе с тем, как показала проверка, зарегистрированные *** 2009 года Н. и К. являются членами семьи А., зарегистрированного и проживающего в указанном доме с 2005 года. Р., являясь дочерью Степановой Ф.П., фактически проживала в указанном доме с 2005 года без регистрации, регистрацию оформила только *** 2010 года. Установлено, что Степанова Ф.П. является нуждающейся в жилом помещении как лицо, обеспеченное общей жилой площадью менее учетной нормы (общая жилая площадь составляет 61 кв.м, количество зарегистрированных членов семьи - 7 человек).

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилом фондах. Степанова Ф.П., *** года рождения, является престарелым гражданином, юридического образования не имеет, в связи чем, прокурор вправе защищать ее интересы в судебном порядке. Прокурор просит признать отказ Администрации МО «У***» от ***2010 года *** в постановке Степановой Ф.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях по пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ и ст. 53 ЖК РФ незаконным и обязать Администрацию МО «У***» признать Степанову Ф.П. нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке.

Прокурор Тимкина Л.С. заявление в суде поддержала, привела те же доводы.

Степанова Ф.П. также заявление поддержала и пояснила, что ее дочь Н. все время проживала с ними в доме ***, дочь вынуждена была выписаться и прописаться в ***, так как ей не давали там землю под магазином, но жила она всегда на ***. Г.- зять, муж дочери Н., ушел из дома два месяца назад.

Представитель Администрации МО «У***» Поздеева В.А., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласна, просит отказать прокурору в удовлетворении заявления, поддержала письменный отзыв, согласно которого Администрация МО «У***» с заявлением прокурора не согласна по следующим основаниям. Согласно п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании «У***» установлена решением Увинского районного Совета депутатов от 28.04.2005г. №276 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании «Увинский район» в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека. Общая площадь дома, расположенного по адресу: ***, составляет ***, на данной площади зарегистрировано 7 человек, один из которых зарегистрирован ***.2010 года и двое- ***2009 года (прежнее место их регистрации ***- благоустроенное жилое помещение). В соответствии с вышеуказанным Администрация У*** района считает, что граждане намеренно ухудшили свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Фактическое количество проживающих в спорном жилом доме прослеживается в списках граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате электрической энергии в феврале, марте 2009 года (Л. являлся получателем льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах»). В данных списках количество проживающих человек указано 3 чел. Аналогичные данные в списках за 2009 год по предоставлению мер социальной поддержки по оплате потребленного сетевого газа. Отказ в постановке на учет Степановой Ф.П. в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст. 54 и ст. 53 ЖК РФ является законным.

Свидетель А. показал, что с 2005 года он вместе с родителями- Г., Р. и братом Е. проживал в доме деда В. и бабушки Степановой Ф.П. по адресу: ***. Из дома уезжал на время учебы в ***, после окончания учебы вернулся в этот дом, уже вместе с женой Д. и сыном К.. Действительно, жена была прописана у родителей по ***, однако там возможности проживать нет, фактически в квартире проживает две семьи(родители и брат с семьей), поэтому он с женой и сыном вернулся в дом бабушки.

Свидетель Б. показала, что является соседкой С***, знает эту семью давно, в доме Степановой Ф.П. проживает две ее дочери- С. и Д., два внука- Е. и А.(дети Д.), а также жена и сын А.. В доме также проживал муж Д.- Г., но его уже с зимы 2010 она не видела.

Свидетель Д. показала, что проживает в доме родителей по адресу: *** с 2005 года, там же была прописана, на некоторое время выписывалась в ***, так как имела там ***, под которым ей землю не давали, чтобы налоги шли в бюджет ***. Но проживала она всегда у родителей. В настоящее время она индивидуальным предпринимателем не является, работает в ***. Для снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя и в целях дальнейшего трудоустройства ей нужна была прописка, поэтому она вынуждена была в марте 2010 года прописаться, но сделала она это не намеренно именно в тот период, когда мать подала заявление в Администрацию о постановке на учет.

Заслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Увинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 (в ред. 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу пп.4 п.1 ст.14 и п.п.3 п.1 ст. 15 Федерального Закона «О ветеранах» инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные категории граждан имеют право на получение мер социальной поддержки независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Условием предоставления ветерану Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участнику Великой Отечественной войны субсидии является признание его в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.

Данный порядок регламентирован Жилищным кодексом РФ, в соответствии со статьей 14 которого ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возлагается на органы местного самоуправления.

В силу пунктов 4, 5 статьи 52 ЖК РФ для признания нуждающимся в жилом помещении гражданин должен подать в орган местного самоуправления заявление, по результатам рассмотрения которого принимается решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях.

Таким образом, для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, и соответственно, возможности предоставления ему безвозмездной субсидии, необходимо наличие соответствующего решения органа местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Степанова Ф.П., *** года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны- В., умершего ***, соответственно, имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.20, 21 Федерального Закона «О ветеранах».

В собственности В. на основании договора купли-продажи от *** имелось *** доли в праве собственности на жилой дом с постройками и пристройками, находящийся по адресу: ***, общей площадью *** кв.м., в том числе жилой-*** кв.м. *** доля в праве собственности на указанный жилой дом принадлежит Е. на основании договора дарения от ***2004 года.

Согласно записей домовой книги в жилом доме по адресу: *** с ***1986 года зарегистрированы: В., его супруга Степанова Ф.П. и дочь С., с ***1995 г. в доме зарегистрирована Р.(в 2003 году снята с учета), с ***2005 года прописаны Е., Р.(снята с учета ***2005 года), Г.(снят с учета ***2010 года), А., с ***.2009 года- Н. и К., ***2008 года рождения, с ***2010 года- Р..

На момент обращения Степановой Ф.П. с заявлением в Администрацию МО «У***» в марте 2010 года в жилом доме фактически проживали: она сама, ее дочери С. и Н., внуки- Е. и А., сноха Н. и правнук К., всего 7 человек, что подтвердили в суде свидетели Б., А. и Н.

Глава семьи В. умер ***, муж Н.- Г. снялся с учета ***2010 года и выехал в другое место жительства.

***2010 года на заседании жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «У***» принято решение отказать Степановой Ф.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ и ст.53 ЖК РФ, основанием для принятия данного решения послужили действия заявителя по преднамеренному ухудшению жилищных условий.

***2010 года Администрацией МО «У***» на заявление Степановой Ф.П. дан ответ за *** об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с регистрацией в жилом помещении двух человек в 2009 году и одного человека в 2010 году, то есть в связи с сознательным ухудшением заявителем своих жилищных условий.

Принятое жилищно-бытовой комиссией Администрации МО «У***» решение и данный на основании этого решения ответ Администрации МО «У***» на заявление Степановой Ф.П. не соответствуют действующему жилищному законодательству.

Так, согласно ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п.п.4,5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании «У***» установлена решением Увинского районного Совета депутатов от 28.04.2005г. №276 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании «Увинский район» в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

Согласно ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ документы;

2)представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

На основе анализа представленных прокурором Увинского района доказательств суд пришел к выводу о том, что Администрация МО «У***» отказала Степановой Ф.П. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, не имея на то законных оснований.

Так, Администрацией МО «У***» был сделан вывод о преднамеренном ухудшении Степановой Ф.П. жилищных условий регистрацией в жилом доме двух человек в 2009 году и одного человека в 2010 году. Однако в чем выразилась преднамеренность действий Степановой Ф.П. по ухудшению жилищных условий, Администрацией МО «У***» не установлено. Доказательств намеренного ухудшения Степановой Ф.П. жилищных условий не представлено и в судебное заседание.

Суд находит, что со стороны Степановой Ф.П. действий по намеренному сознательному ухудшению жилищных условий не было. Семья С***- Н. изначально была большой, так, еще в 2005 году в доме проживали супруги В. и Степанова Ф.П., их две дочери- О. и Н., причем последняя с членами своей семьи- мужем и двумя детьми, всего 7 человек. Количество проживающих в жилом доме на момент подачи Степановой Ф.П. заявления о постановке на учет не увеличилось и не уменьшилось, лишь произошла замена одних членов семьи на других( умер собственник дома, выехал член семьи Н., въехали жена и сын А.). На одного члена семьи приходится общей площади жилого помещения менее установленной в Увинском районе учетной нормы( *** кв.м : 7 чел. =*** кв.м). Вселение, а также регистрация в доме жены и сына А.- Н. и К. произведена ***2009 года еще при жизни собственника жилого дома- главы семьи В., причем задолго до подачи заявления Степановой Ф.П.(которая собственником жилого дома не является, наследство после смерти мужа ею на момент рассмотрения дела не принято). Регистрация ***2010 года дочери Р., фактически проживавшей в жилом доме, хотя по времени и совпала с рассмотрением заявления Степановой Ф.П. в Администрации МО «У***», однако не была намеренной со стороны Степановой Ф.П., а была обусловлена объективными обстоятельствами, так, свидетель Н. показала, что ее регистрация на территории *** была формальной, фактически она проживала в доме родителей, регистрация в *** ей понадобилась в связи со снятием с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и последующим трудоустройством.

Таким образом, Степанова Ф.П. нуждается в жилом помещении, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Отказ Администрации МО «У***» от ***2010 года в постановке Степановой Ф.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, нарушающий жилищные права заявителя, суд признает незаконным и обязывает ответчика признать Степанову Ф.П., *** года рождения, нуждающейся в жилом помещении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Увинского района о признании незаконным отказа Администрации МО «У***» в постановке Степановой Ф.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязывании Администрации МО «У***» признать Степанову Ф.П. нуждающейся в жилом помещении удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации МО «У***» от ***2010 года в постановке Степановой Ф.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать Администрацию МО «У***» признать Степанову Ф.П., *** года рождения, нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.

Судья- В.А.Ёлкина