Дело№2-493-2010
Р Е Ш Е Н И Е заочное
Именем Российской Федерации
12.10.2010 года пос.Ува УР
Увинский районный суд УР в составе председательствующего судьи Ёлкиной В.А.
с участием прокурора Увинского района УР Круткина Е.В.,
при секретаре Осетровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увинского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации МО «Увинский район» и понуждении к определенным действиям,
У с т а н о в и л:
Прокурор Увинского района УР обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Увинского района УР проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории Увинского района УР имеются следующие гидротехнические сооружения пруды, балансодержатели которых не определены (отсутствуют): Каркалайский и Нылгинский пруды. В соответствии с информацией, предоставленной из Западно-Уральского управления Ростехнадзора, гидротехническое состояние указанных прудов Увинского района УР удовлетворительное. Однако наибольшую опасность данные гидротехнические сооружения представляет в период половодья и паводков. Согласно письму Главы Администрации МО «Увинский район» от 15.09.2010 г. *** гидротехнические сооружения (далее - ГТС) пруды Нылгинский и Каркалайский Увинского района УР являются бесхозяйными, документов, подтверждающих права владения, пользования и распоряжения указанными ГТС ни у одного хозяйствующего субъекта в Увинском районе нет. Однако Администрация МО «Увинский район» с заявлением в Увинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по УР о принятии бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов *** и *** не обращалась, до настоящего времени собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация не определены. В связи с отсутствием собственника гидротехнических сооружений прудов, расположенных в *** и в ***, эксплуатирующей организации, а также бездействием Администрации МО «Увинский район» по их определению и постановке указанных гидротехнических сооружений на учёт в Увинском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по УР, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются. В связи с этим существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации. Отсутствие надлежащего контроля за состоянием бесхозяйных гидротехнических сооружений в период весеннего паводка может привести к бесконтрольному увеличению уровня воды и ее разливу, повлечь за собой не только повреждение или уничтожение имущества, создание угрозы здоровью населения муниципальных образований, но к человеческим жертвам. Таким образом, бездействие Администрации МО «Увинский район» по определению собственников гидротехнических сооружений прудов нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Увинский район» Увинского района Удмуртской Республики по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, расположенных в *** и в *** и обязать ответчика в срок до ***2011 года принять меры по постановке на учет указанных бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Прокурор Увинского района Круткин Е.В. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, привел те же доводы, что и в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, судом принято решение о рассмотрении дела в заочном производстве, с чем прокурор согласился.
Заслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Увинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Положение), утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.
В соответствии с п. п. 4, 5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Администрацией МО «Увинский район» указанные действия не выполнены, с заявлением в Увинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по УР(ныне- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике) о принятии бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов *** и *** ответчик не обращался, до настоящего времени собственник гидротехнических сооружений и их эксплуатирующая организация не определены.
В связи с отсутствием собственника указанных прудов, расположенных в *** и в ***, эксплуатирующей их организации, а также бездействием Администрации МО «Увинский район» по их определению и постановке указанных гидротехнических сооружений на учёт в Увинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются.
Исходя из смысла ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» основным назначением гидротехнических сооружений, к которым, в частности, относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, является использование водных ресурсов и предотвращение вредного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Однако гидротехнические сооружения прудов, расположенных в *** и в ***, согласно предоставленной информации из ***, являются удовлетворительными, но в свою очередь, отсутствует организация службы эксплуатации указанных объектов, отсутствует собственник (эксплуатирующая организация), который должен следить за безопасным техническим состоянием гидротехнических сооружений, производить их текущий и капитальный ремонт, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.
Согласно п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 21 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Увинский район», принятого решением Увинского районного Совета депутатов от 16.06.2005 г. № 288, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз. 1, 2, 3 ст.3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека. Так, отсутствие надлежащего контроля за состоянием бесхозяйных гидротехнических сооружений в период весеннего паводка может привести к бесконтрольному увеличению уровня воды и ее разливу, повлечь за собой не только повреждение или уничтожение имущества, создание угрозы здоровью населения муниципальных образований, но к человеческим жертвам.
Таким образом, бездействие Администрации МО «Увинский район» по определению собственников гидротехнических сооружений прудов, расположенных в *** и в ***, эксплуатирующей их организации, постановке указанных гидротехнических сооружений на учёт в Увинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд заочно
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Увинского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Увинское» и понуждении к определенным действиям удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Увинский район» Увинского района Удмуртской Республики по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, расположенных в *** и в ***.
Обязать Администрацию муниципального образования «Увинский район» в срок до ***2011 года принять меры по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, расположенных в *** и в ***.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда.
Судья- В.А.Ёлкина