Дело №2-306-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос.Ува УР 03.08.2011 года Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А., При секретаре Осетровой Н.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации МО «Увинский район» о признании незаконными пунктов 1,2,3,4,6,7,8,11,12,15,16,17,19,25,29 предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Стародумовой А.А., У с т а н о в и л: Администрация МО «Увинский район» обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Стародумовой А.А. Так, предписанием №6-26-11/3 от 27.03.2011 года на Администрацию МО «Увинский район» возложена обязанность устранить нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С данным предписанием Администрация МО «Увинский район» не согласна по следующим основаниям. Так, основанием для вынесения предписания явилось нарушение п.2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, согласно которого руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах(структурных подразделениях организации). При этом п.2.3.2 устанавливает перечень лиц, которые должны проходить специальное обучение. Заместители главы Администрации и начальники отделов к таковым не относятся, следовательно, от работы не должны быть отстранены. Заявитель просит признать указанное предписание главного госинспектора труда незаконным. Согласно п.7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90 первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности. Деятельность Администрации не является производственной, следовательно, первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводить не обязана. Первичный инструктаж проводится на рабочем месте по программам, разработанным и утвержденным на предприятиях, к Администрации данное требование – п.7.2.2 ГОСТ – не относится. Согласно п.7.2.5 ГОСТ 12.0.004-90 рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, однако в Администрации рабочие отсутствуют, поэтому стажировка проводиться не должна. Водителей, уборщиц, рабочих в штате Администрации нет, поэтому пункты предписаний, связанные с охраной труда этих лиц, к Администрации не относятся. В Администрации также нет работ с вредными и опасными условиями труда, работ, выполняемых в особых температурных условиях, для ремонтных работ на электроустановках, работ по ремонту транспортных средств не проводятся, привлекаются работники сторонних организаций, заключаются гражданско-правовые договоры на проведение таких работ. Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, не осуществляется, имеющийся в гараже компрессор находится в нерабочем состоянии. Администрация МО «Увинский район» просит признать незаконными пункты 1,2,3,4,6,7,8,11,12,15,16,17,19,25,29 предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года. Предписание Администрация получила 22.04.2011 года, обжаловала в суд 03.05.2011 года. В судебном заседании представитель Администрации МО «Увинский район» Поздеева В.А., действующая на основании доверенности, заявление поддержала и привела те же доводы, что и в заявлении. Представитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие. Главный государственный инспектор труда Стародумова А.А. в предварительном судебном заседании от 17.06.2011 года с заявлением Администрации МО «Увинский район» о признании предписания незаконным не согласилась и пояснила, что во время проведения проверки ей представили копии трудовых договоров с водителями и уборщицами, из которых следует, что работодателем(стороной трудового договора) является глава Администрации МО «Увинский район». Со структурой Администрации МО «Увинский район» ее не знакомили, необходимых для проведения проверки документов не представляли. Кроме того, Главный государственный инспектор труда Стародумова А.А.направила в суд письменный отзыв, согласно которого Администрация МО «Увинский район» осуществляет экономическую деятельность, вид ее экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 75.11.31- деятельность органов местного самоуправления районов, городов, внутригородских районов. Далее письменный отзыв содержит выдержки из законов и иных нормативно-правовых актов с сфере охраны труда. Заслушав доводы представителя Администрации МО «Увинский район», исследовав материалы дела, суд находит заявление Администрации МО «Увинский район» о признании незаконными ряда пунктов предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственных инспекторов труда (статья 359 ТК РФ)( п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий(п.12 Постановления Пленума). Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 21 по 24 марта 2011 года главным государственным инспектором труда Стародумовой А.А. проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Администрацией МО «Увинский район». Проверка проведена на основании распоряжения заместителя Руководителя Государственной инспекции труда в УР от 15.03.2011 г. Согласно Акта проверки *** от 24.03.2011 года главным госинспектором выявлен ряд нарушений действующего законодательства о труде и об охране труда, в том числе статей 57,212,217,221,225 ТК РФ, требований Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ №1/29 от 13.01.2003 года, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, главным госинспектором в акте указано, что: 1/В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, ст. 225 ТК РФ, п.2.3.1 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" не прошли обучение и проверку знаний по охране труда правовых актов заместители главы администрации, начальники управлений, начальники отделов по администрации, ответственный за охрану труда; 2/В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 7.2.1. ГОСТ 12.0.004-90 инструктаж на рабочих местах проводит специалист по охране труда, а не руководитель структурного подразделения; 3/ В нарушение требований п.7.2.5 ГОСТ 12.0.004-90 в Администрации МО "Увинский район" не организовано проведение стажировки на рабочем месте с рабочими; 4/ В нарушение требований ст. 212 ТК РФ не разработаны и не введены в действие инструкции по охране труда при выполнении всех видов работ, включая выполнение ремонтных работ в электроустановках, при выполнении работ с ручным электроинструментом, при работе на высоте и по профессиям; 5/Не назначено приказом лицо, из числа административно-управленческого персонала, ответственное за электрохозяйство, с группой допуска по электробезопасности не ниже 4-ой в соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ, п.п. 1.2.3, 1.2.4 ПТЭЭП; 6/ Не разработаны и не утверждены должностные инструкции для электротехнического и обслуживающего персонала согласно требований п.1.8.7 ПТЭЭП, ст.22 ТК РФ; 7/Лица, обслуживающие электроустановки, не обеспечены испытанными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики, инструмент с изолированными ручками) в соответствии с требованиями п. 1.7.3, 1.7.16 ПТЭЭП, ст. ст.212, 221 ТК РФ; 8/ В нарушение требований ст.ст. 212, 225 ТК РФ, п.2.3.1 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" не прошли ежегодное обучение и проверку знаний в объеме ПДД водители, отсутствует протокол проверки знаний; 9/ В нарушение требований ст. 212, 225 ТК РФ в Администрации МО "Увинский район" не принимались меры по недопущению к работе лиц, не прошедших обучение безопасным приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку; 10/ В нарушение требований ст. ст. 212, 225 ТК РФ, п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения" не введена в действие программа вводного инструктажа с учетом специфики деятельности Администрации; 11/ В нарушение требований ст. ст. 212, 225 ТК РФ, п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения" не разработаны и не введены в действие программы первичного инструктажа с учетом специфики деятельности структурных подразделений Администрации; 12/ В нарушение требований ст.ст.212, 221 ТК РФ, п.4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, не обеспечено приобретение и выдача СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; 13/ Факт выдачи работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты не фиксируется записью в личных карточках учета выдачи СИЗ - невыполнение п.13 гл. II Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.09 г. № 290н "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты "; 14/ Водители не проходят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры в нарушение требований ст.213 ТК РФ, п.7 Приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83; Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). 15/ Не определен контингент и не составлен поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. Нарушение требований п.7 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 г. № 83. 16/В нарушение требований ст.212,213 ТК РФ, п.7 Приложения №3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 года №83 не организовано проведение обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет работников, осуществляющих деятельность с источниками повышенной опасности; 17/ Содержание трудовых договоров с работниками(водители, уборщики и др.) не соответствуют требованиям ст.57, ст.212 ТК РФ, не отражают в них условия труда, риск повреждения здоровья, льготы и компенсации; 18/ Не организована работа по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда - нарушение ст.212 ТК РФ, приказ №569 Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2007 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». 19/ Не проводится обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим согласно требований ст. 212 ТК РФ, п. 2.2.4 Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29; 20/ Не обеспечивается проведение технического осмотра зданий и сооружений (не реже 2 раз в год) с составлением графика Планово-предупредительного ремонта(ППР) в соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ, п.2.4 раздела 4 Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р)"Положение об организации и проведении конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения" (утв.приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N312); 21/ В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п.2.4 раздела 4 Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р)"Положение об организации и проведении конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения"(утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312), ст. 212 ТК РФ эксплуатируется здание Администрации, не имеющее ограждений по периметру кровли; 22/ На видном месте гаража отсутствует план расстановки АТС с описанием очередности и порядка их эвакуации в нарушение требований п.3.4.5 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ - 027- 2003; 23/ Отсутствует разметка пола гаража для определения места установки АТС в нарушение требований п. 3.4.4 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ - 027- 2003; 24/ Отсутствуют колесоотбойные устройства вдоль стен гаража в нарушение требований п. 3.4.3 Межотраслевых правил по охране груда на автомобильном транспорте ПОТ РМ -027- 2003; 25/ Гаражи не обеспечены лежаками для производства ремонтных работ в нарушение требований п.2.1.1.19 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ - 027- 2003; 26/В соответствии со ст.57 ТК РФ в трудовом договоре в обязательном порядке должны быть указаны условия об обязательном социальном страховании работника(нет данных указаний в трудовых договорах П., Л., других); 27/ Осмотровые канавы гаражей не оборудованы направляющими ребордами в нарушение требований п.3.2.19 -3.2.31 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ - 027- 2003; 28/ В соответствии со ст.57 Трудового Кодекса РФ в трудовом договоре в обязательном порядке должны быть указаны режим рабочего времени и времени отдыха работника(данных указаний нет в трудовых договорах П., Л. и других); 29/В нарушение требований ст.212 ТК РФ, п.7.4.2-7.4.76 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 отсутствует специалист, назначенный приказом ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, и прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний. В целях устранения выявленных нарушений главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Стародумова А.А. выдала Администрации МО «Увинский район» предписание *** от 27.03.2011 года, в котором обязала главу Администрации МО «Увинский район» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности: п.1 предписания- пройти обучение и проверку знаний по охране труда специалистам(согласно списка) согласно требований ст. 212 ТК РФ, ст. 225 ТК РФ, п.2.3.1 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"; п.2 предписания- проведение инструктажа на рабочем месте привести в соответствие с требованиями ст. 212 ТК РФ, п. 7.2.1-7.2.3 ГОСТ 12.0.004-90 специалистами, имеющими удостоверение о прохождении обучения и проверки знаний требований и норм охраны труда; п.3 предписания- проведение стажировки привести в соответствие с требованиями п.7.2.5 ГОСТ 12.0.004-90; п.4 предписания- разработать и утвердить инструкции по охране труда при выполнении всех видов работ, включая выполнение ремонтных работ в электроустановках, при выполнении работ с ручным электроинструментом, при работе на высоте в соответствии со ст. 212 ТК РФ; п.6 предписания- разработать и утвердить должностные инструкции для электротехнического и обслуживающего персонала согласно требований п.1.8.8 ПТЭЭП, ст.22 ТК РФ; п.7 предписания- обеспечить лиц, обслуживающих электроустановки, испытанными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики, инструмент с изолированными ручками) в соответствии с требованиями п. 1.7.3, 1.7.16 ПТЭЭП, ст. ст.212, 221 ТК РФ; п.8 предписания- пройти обучение и проверку знаний в объеме ПДД водителям( согласно списка) согласно требований ст.ст. 212, 225 ТК РФ, п.2.3.1 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"; п.11 предписания- согласно требований ст. ст. 212, 225 ТК РФ, п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения" разработать и ввести в действие программы первичного инструктажа с учетом специфики деятельности структурных подразделений Администрации; п.12 предписания- обеспечить приобретение и выдачу СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением(ст.ст.212, 221 ТК РФ, п.4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н); п.15 предписания- определить контингент и составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83; п.16- согласно требований ст.212,213 ТК РФ, п.7 Приложения №3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 года №83 организовать проведение обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет работников, осуществляющих деятельность с источниками повышенной опасности; п.17 предписания- содержание трудовых договоров с работниками (водители, уборщики и др.) привести в соответствие с требованиями ст.57, 212 ТК РФ, отражая в них условия труда, риск повреждения здоровья, льготы и компенсации; п.19 предписания- проводить не реже одного раза в год обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим согласно требований ст. 212 ТК РФ, п. 2.2.4 Постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29; п.25 предписания- обеспечить гаражи лежаками для производства ремонтных работ согласно требований п.2.1.1.19 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ - 027- 2003; п.29 предписания- в соответствии с требованиями ст.212 ТК РФ, п.7.4.2-7.4.76 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 приказом назначить специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, и прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний. Судом установлено, что с 01.01.2011 года в штате Администрации МО «Увинский район» 38 единиц, в том числе глава Администрации, три его заместителя, 11 начальников отделов, специалисты. Водителей, уборщиц, рабочих в штате Администрации МО «Увинский район» нет. Согласно штатного расписания районного Совета депутатов МО «Увинский район», утвержденного с 01.01.2011 года, в штате Совета депутатов имеются водители легковых автомобилей(5 единиц), уборщицы(4 единицы), слесарь-сантехник(1 единица), дворник(1 единица). Распоряжением главы муниципального образования «Увинский район» №22-к от 29.06.2007 года работники, обслуживающие деятельность органов местного самоуправления(5 водителей и 4 уборщицы), с 01.07.2007 года приняты переводом из Администрации МО «Увинский район» в отдел материально-технического обеспечения Аппарата Главы муниципального образования, Совета депутатов муниципального образования и Администрации МО «Увинский район». Представленными представителем заявителя трудовыми договорами, заключенными с работниками, подтверждается, что они приняты в Совет депутатов МО «Увинский район». Таким образом, требования оспариваемых пунктов 8,16,17,19 предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года главного госинспектора труда Стародумовой А.А., касающиеся работы водителей и уборщиц, не состоящих в штате, возложены на Администрацию МО «Увинский район» незаконно. Также незаконно на Администрацию МО «Увинский район», по мнению суда, возложены обязанности по приведению проведения стажировки в соответствие с требованиями п.7.2.5 ГОСТ 12.0.004-90(п.3), так как согласно п.2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", стажировка на рабочем месте предусмотрена при обучении работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ. Незаконно возложены на Администрацию требования по разработке и утверждению инструкции по охране труда при выполнении ремонтных работ в электроустановках, при выполнении работ с ручным электроинструментом, при работе на высоте(п.4), по разработке и утверждению инструкции для электротехнического и обслуживающего персонала(п.6), обеспечению лиц, обслуживающих электроустановки, испытанными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты(п.7), по обеспечению приобретения и выдачи СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением(п.12), по определению контингента и составлению поименного списка лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников(п.15), о назначении специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, и прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний, поскольку в штате Администрации МО «Увинский район» работников рабочих профессий(в том числе электротехнического и обслуживающего персонала) нет, работ с вредными, опасными условиями труда, в особых температурных условиях или связанных с загрязнением- не проводится, сосудов, работающих под давлением, на балансе Администрации не имеется, что подтверждается договором о закреплении муниципального имущества за Администрацией МО «Увинский район» от 15.09.2008 года с приложениями. Несмотря на то, что на балансе Администрации МО «Увинский район» имеются здание гаража и пять транспортных средств, ремонт и техобслуживание автомобилей производится сторонними организациями, что подтверждается договорами от ***2011 года с ИП Б., от ***2011 года с ООО У***» и актами выполненных работ. Доказательств обратного главным госинспектором труда не представлено, несмотря на то, что определениями суда от 17.06.2011 года, 26.07.2011 года на главного госинспектора было возложено бремя доказывания законности и обоснованности предписания, данные определения Государственной инспекцией труда в УР были своевременно получены. Материалы проверки, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, главным госинспектором труда в суд представлены не были, за исключением Акта проверки, где лишь перечисляются выявленные нарушения, но не содержится ссылок на локальные нормативные акты органа местного самоуправления, на журналы, книги, иные документы проверяемого юридического лица. В то же самое время, требования пунктов 1,2,11 предписания суд находит законными и обоснованными по следующим основаниям. Согласно ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок) разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей(п.1.1 Порядка, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"). Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем(п.1.2 Порядка). Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель(п.1.5 Порядка). Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда(п.2.1.1 Порядка). Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом)(п.2.1.2 Порядка). Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда(п.2.1.3). Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации(п.2.1.4 Порядка). Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации)(п.2.3.1 Порядка). Согласно п.2.3.2 Порядка, обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; Судом установлено, что Терещенко В.Н., на которого возложены обязанности организации работы по охране труда в Администрации МО «Увинский район», на момент проверки специального обучения по охране труда не прошел, лишь в июне 2011 года он прошел обучение и проверку знаний, получил соответствующее удостоверение. Поскольку Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций обязателен для исполнения органами местного самоуправления, суд считает, что проведение инструктажа(вводного, первичного и других видов) необходимо привести в соответствие именно с ним, а не с ГОСТ 12.0.004-90, который был утвержден еще Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797 и устанавливал порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространялся на все предприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные коллективы, учебные заведения, учебно - воспитательные учреждения. На момент проведения проверки в Администрации МО «Увинский район» не были разработаны и введены в действие программы первичного инструктажа с учетом специфики деятельности структурных подразделений Администрации. Таким образом, требования пунктов 1,2,11 предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Стародумовой А.А. признаются судом законными. В то же самое время пункты 3,4,6,7,8,12,15,16,17,19,25,29 предписания судом признаются незаконными как возлагающие на Администрацию МО «Увинский район» обязанности, не предусмотренные законом для органа местного самоуправления с учетом специфики его деятельности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Администрации МО «Увинский район» о признании незаконными пунктов 1,2,3,4,6,7,8,11,12,15,16,17,19,25,29 предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Стародумовой А.А. удовлетворить частично. Признать незаконными пункты 3,4,6,7,8,12,15,16,17,19,25,29 предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Стародумовой А.А. В удовлетворении требований Администрации МО «Увинский район» о признании незаконными пунктов 1,2,11 предписания №6-26-11/3 от 27.03.2011 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Стародумовой А.А.- отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд. Судья- В.А.Ёлкина