о признании бездействия ОВД по Увинскому району по обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в камерах ИВС ОВД незаконным, запрете постоянного пребывания людей в камерах ИВС



Дело №2-156-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2011 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А.,

С участием заместителя прокурора Увинского района Рылова А.В.,

При секретаре Осетровой Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увинского района к ГУ «Отдел внутренних дел по Увинскому району» о запрещении деятельности по содержанию обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, в изоляторе временного содержания ОВД по Увинскому району до приведения изолятора временного содержания ОВД по Увинскому району в соответствие с требованиями санитарных правил и норм "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.04.2003 года, и получения лицензии для осуществления медицинской деятельности в изоляторе временного содержания ОВД по Увинскому району,

У с т а н о в и л:

Прокурор Увинского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Увинского района УР при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью содержания, прав и обязанностей подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в Отделе внутренних дел по Увинскому району(далее-ОВД по Увинскому району) выявлены нарушения требования федерального законодательства в части обеспечения требования гигиены и санитарии указанным лицам.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лицам, содержащимся под стражей создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом министра внутренних дел №950 от 22.11.2005 года, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.

В соответствии с требованиями п.2.1.1. санитарных правил и норм "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 апреля 2003 года, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

Проведенной проверкой установлено, что в камерах для содержания лиц под стражей изолятора временного содержания(далее- ИВС) ОВД по Увинскому району, расположенного по адресу: ***, отсутствует естественное освещение.

Таким образом, в помещениях ИВС ОВД по Увинскому району нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации общественных помещений, зданий.

Указанным нарушением санитарно-эпидемиологических требований создается реальная угроза здоровью людей, а также ущемляются права граждан, содержащихся в камерах ИВС.

Бездействием ОВД по Увинскому району нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на гарантированные законом и государством условия содержания лиц арестованных в административном порядке.

Обращение с иском в суд прокурором вызвано необходимостью защиты законных прав и интересов лиц, содержащихся в камерах ИВС ОВД по Увинскому району.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ОВД по Увинскому району по обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в камерах ИВС ОВД по Увинскому району; запретить постоянное пребывание людей в камерах ИВС ОВД по Увинскому району и обязать ОВД по Увинскому району обеспечить лицам, содержащимся в камерах ИВС ОВД по Увинскому району, бытовые условия, соответствующие требованиям гигиены, а именно обеспечить камеры ИВС естественным освещением.

В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования изменил, в письменном ходатайстве об уточнении исковых требований (л.д. ***) указал, что Увинским районным судом 11.05.2011 года удовлетворен иск прокурора района о запрете медицинской деятельности, осуществляемой муниципальным учреждением здравоохранения «***»(далее- МУЗ «***») в изоляторе временного содержания ОВД по Увинскому району. Исковые требования прокурором обоснованы тем, что МУЗ «***» предоставляло медицинские услуги по медицинскому осмотру подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОВД по Увинскому району, но право осуществления медицинской деятельности в указанном месте у МУЗ «***» отсутствовало.

Статьей 17 Федерального Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции 13 февраля 2008 года) установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом. Во исполнение положений Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, в силу которого медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно- поликлинической и иных видов помощи. Данным положением также определены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности, такие как наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.

В связи со вступлением в законную силу судебного решения о запрете медицинской деятельности в ИВС ОВД по Увинскому району медицинские осмотры обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, не проводятся в нарушение ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 124 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Таким образом, в помещениях ИВС ОВД по Увинскому району нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации общественных помещений, зданий, а также требования федерального законодательства о медицинском обеспечении подозреваемых и обвиняемых.

Указанными нарушениями создается реальная угроза здоровью людей, а также ущемляются права граждан, содержащихся в камерах ИВС.

Бездействием ОВД по Увинскому району нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на гарантированные законом и государством условия содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Обращение с иском в суд прокурора вызвано необходимостью защиты законных прав и интересов лиц, содержащихся в камерах ИВС ОВД по Увинскому району.

Прокурор просит запретить деятельность по содержанию обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, в ИВС ОВД по Увинскому району до приведения ИВС ОВД по Увинскому району в соответствие требованиям санитарных правил и норм "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 апреля 2003 года, и получения лицензии для осуществления медицинской деятельности в ИВС ОВД по Увинскому району.

В судебном заседании заместитель прокурора Увинского района Рылов А.В. исковые требования поддержал и пояснил, что медосмотры, которые сейчас проводятся в ОВД по Увинскому району, проводятся незаконно. У больницы нет лицензии. Есть решение суда о запрете деятельности ЦРБ по проведению медосмотров в ИВС. Приходящий медицинский работник проводит медосмотры нелегально. Несоблюдение требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 влечет неблагоприятные последствия для здоровья людей. Причинение вреда является предположительным. Требования прокурора направлены на предотвращение каких-либо последствий. Как может сказаться отсутствие естественного освещения на здоровье лиц, содержащихся в ИВС, исследования не проводилось. В любом случае это угроза вреда здоровью предполагаемая. Для одного человека это не скажется на здоровье, для другого ослабленного организма может сказаться. Конкретных доказательств причинения вреда представить не может.

Представитель ответчика ГУ «ОВД по Увинскому району» Сапаров М.В., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что каждый год ОВД по Увинскому району просит выделить денежные средства на строительство нового ИВС. В 2009 году в ИВС проведен капитальный ремонт, были созданы более комфортные условия для лиц, содержащихся в ИВС, была установлена душевая кабинка, установлен жарочный шкаф для дезинфекции, пищеблок приведен в порядок, поставили шкаф для посуды. По поводу освещения жалоб от лиц, содержащихся в камерах, не поступало. Неоднократно ИВС обследовался представителями МВД по УР, комитета по правам человека, по освещению ни у кого никогда никаких замечаний не было. По проведению медосмотров: проведение медосмотров проводится для лиц, водворенных в ИВС первоначально, т.е. в отношении тех лиц, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Лица, которые поступают по этапу, проходят медосмотр в СИЗО. Они там и здоровье восстанавливают: если есть у кого-то заболевание, тех лиц направляют в больницу СИЗО. Категория вновь водворенных не очень большая, для них проводятся медосмотры обязательно. В штате ОВД медицинского работника нет. В экстренных случаях срочно вызывается скорая помощь, они сразу приезжают, оказывают помощь. Ни разу не было отказа. Если лицо нуждается в стационарном лечении, то его отправляют в СИ-1 ***, а там его отправляют на стационарное лечение. В случаях, когда необходима экстренная госпитализация, больной доставляется в Увинскую ЦРБ, выставляется конвой, который дежурит в больнице. В основном это бывает связано с хирургией.

В судебном заседании от 03.06.2011 года представитель ответчика Сапаров М.В. пояснил, что лица, содержащиеся под стражей, в ИВС находятся не постоянно, а временно, не более 10 суток, обычно до 4-5-6 суток, а потом направляются в СИ-1 *** спецэтапом. Даже административно-арестованные лица направляются в спецприемник ***.

Представитель третьего лица МВД по УР Шабалин Е.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее в судебном заседании от 03.06.2011 года с иском не согласился и пояснил, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, на который ссылается прокурор, вступил в силу с 2003 года и распространяется на вновь создаваемые и реконструируемые жилые и общественные здания. ИВС ОВД по Увинскому району является специализированным учреждением, а не общественным, и доступ лиц в него строго ограничен. В ИВС действительно отсутствуют окна, но здание Увинского РОВД построено в 1975 году, задолго до введения в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Считает, что действие СанПиН в данном случае на ИВС не распространяется. Решение Увинского районного суда о запрете деятельности МУЗ «Увинская ЦРБ» в ИВС ОВД по Увинскому району не имеет преюдициального значения в данном процессе. Считает, что доказательств наличия угрозы для здоровья лиц, содержащихся под стражей, прокурор не представил. Просил в удовлетворении иска прокурора Увинского района отказать в полном объеме.

Свидетель Гимранов И.И., допрошенный в судебном заседании от 03.06.2011 года, показал, что руководство ОВД по Увинскому району не бездействует. В 2009 году в ИВС был произведен ремонт, отремонтированы коридоры и камеры, водопровод, канализация. Были оштукатурены стены, сделано освещение- и дневное, и ночное. Оконные проемы технически сделать не представляется возможным, так как ИВС находится в подвальном помещении. В департамент охраны общественного порядка МВД России неоднократно направлялись документы с просьбой о строительстве нового ИВС в ***, однако решение по данному вопросу до сих пор не принято.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Увинского района необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что ГУ «Отдел внутренних дел по Увинскому району» является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации районного уровня и осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью на территории Увинского района УР(п.1 Положения о государственном учреждении «Отдел внутренних дел по Увинскому району», утвержденного приказом МВД УР от 28.08.2009 года ***).

К полномочиям ГУ «ОВД по ***» относится осуществление содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания, их охрана и конвоирование(подп.18 п.16 Положения).

Согласно п.1 Положения об изоляторе временного содержания ОВД по Увинскому району, утвержденного приказом начальника ОВД по Увинскому району от 25.01.2011 года ***, изолятор временного содержания ГУ «ОВД по Увинскому району» является отдельным специальным подразделением милиции общественной безопасности.

За ГУ «ОВД по Увинскому району» в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания(строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другие, необходимые для осуществления деятельности материальные средства(п.10 Положения).

На праве оперативного управления(собственность Российской Федерации) за ГУ «ОВД по Увинскому району» закреплено помещение(назначение: прочее; площадь: общая-1240,2 кв.м; этаж: 1,2,3+подвал), расположенное по адресу: ***(л.д.***).

Судом установлено, что вышеуказанное здание ОВД по Увинскому району введено в эксплуатацию в 1975 году. ИВС расположен в подвальном помещении здания.

В 2009 году проведен капитальный ремонт помещений ИВС согласно технического задания(л.д.***), для чего из федерального бюджета было выделено 860000 руб.(л.д.***).

В настоящее время в изоляторе имеется 5 камер с лимитом наполнения 11 человек, комната раздачи пищи, кладовая, комната отдыха, комната для допросов, коридоры, туалет(л.д.***). В камерах изолятора отсутствует естественное освещение, и устройство в них оконных проемов не представляется возможным по следующим причинам: панели перекрытия ИВС расположены ниже уровня земли, все стены двух камер являются смежными с другими помещениями ИВС, в том числе с помещениями пожарной части ПЧ-40; одна камера ИВС находится под входной группой административного здания ОВД по Увинскому району(л.д.***).

Ежегодно в Департамент охраны общественного порядка МВД России направляются заявки на строительство и реконструкцию изоляторов временного содержания ОВД в УР, для включения в ведомственную целевую программу, в том числе на строительство нового ИВС ОВД по Увинскому району на 50 мест. Однако до настоящего времени решения по вопросу строительства нового изолятора ОВД по Увинскому району не принято.

Постановлением Увинского районного суда от 24.11.2010 года(л.д.***) ГУ «ОВД по Увинскому району» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ- за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений. Судом был установлен факт отсутствия естественного освещения в помещениях ИВС, соответственно, нарушения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, сделан вывод о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, ГУ «ОВД по Увинскому району» назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** руб. Для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности ИВС, на чем настаивал прокурор, суд оснований не усмотрел: доказательств того, что выявленные нарушения являются опасными, создающими угрозу жизни и здоровью людей, суду не было представлено.

Указанное постановление Увинского районного суда постановлением судьи Верховного Суда УР от 29.12.2010 года(л.д.***) оставлено без изменения, протест прокурора- без удовлетворения.

Решением Увинского районного суда от 11.05.2011 года(л.д.***) запрещена незаконная медицинская деятельность МУЗ «***» в ИВС ОВД по Увинскому району до получения соответствующей лицензии.

Однако медосмотры лиц, содержащихся под стражей в камерах ИВС ОВД по Увинскому району, фактически медицинским работником проводятся, что подтверждается журналом медицинских осмотров(л.д.98-100).

Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 г., введены в действие с 15 июня 2003 г.

Санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией жилых, общественных зданий в городах, поселках и сельских населенных пунктах, а также учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации(п. 1.2.). Санитарные правила распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания(1.3.). Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий(п.1.4.).

Согласно п. 2.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

Требования к естественному освещению жилых зданий в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 1(п.2.2.1.).

Требования к естественному освещению общественных зданий в зависимости от назначения помещений изложены в таблице 2(п.2.3.1.).

Без естественного освещения допускается проектировать помещения, приведенные в таблицах 1, 2 настоящих норм, требования к которым по естественному освещению не предъявляются(п. 2.1.10.).

Судом проверены доводы прокурора о том, что действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 распространяется на изоляторы временного содержания органов внутренних дел, в этих целях сделаны запросы в Управление Роспротребнадзора по Удмуртской Республике и в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике». При этом руководителям указанных учреждений разъяснены положения ст.188 ГПК РФ, согласно которой в необходимых случаях суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи, а также предусмотренные указанной статьей права лица, привлеченного в качестве специалиста.

Согласно ответа Руководителя Управления Роспротребнадзора по Удмуртской Республике Забродина Н.А.(л.д.***), в разделе «Область применения и общие положения» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 отсутствует прямое указание о распространении данных правил на изоляторы временного содержания (ИВС) Министерства внутренних дел РФ. В таблице *** «Нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений общественного здания, а также сопутствующих им производственных помещений» в перечне помещений, для которых определены нормируемые показатели, также отсутствуют помещения ИВС. Таким образом, по мнению Руководителя Управления Роспротребнадзора по Удмуртской Республике, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» на ИВС МВД РФ не распространяются.

В соответствии с ответом на запрос суда начальника ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике» Моховой Л.Я.(л.д.***) изолятор временного содержания является спецучреждением закрытого типа для лиц, содержащихся в принудительном порядке, и не относится к жилым и общественным зданиям. Ведомственных санитарных правил и норм, касающихся ИВС, на данный период нет. В соответствии с требованиями СП (Свод правил) 12-95 «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России», ведомственного приказа МВД России № 140 ДСП от 2006 года, при новом строительстве и реконструкции помещений ИВС при разработке проекта входит оборудование камер естественным освещением. Учитывая, что содержание взрослых людей в камерах ИВС временное, руководствуясь п. 3.9 СП 12-95, согласно которого естественное освещение необходимо предусматривать во всех помещениях с постоянным пребыванием людей, а также в комнате отдыха дежурного наряда, комнате для подогрева и приема пищи и аппаратной, начальник ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике» считает возможным использование камер ИВС при соблюдении оптимальных параметров микроклимата. Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» допускают при отсутствии в помещении с постоянным пребыванием людей естественного света, норму освещенности повышать на одну ступень шкалы освещенности за счет использования разрядных ламп (п. 7.22 СНиП).

Таким образом, доводы прокурора о распространении требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 на изоляторы временного содержания органов внутренних дел ничем не подтверждены, более того, из письменных ответов специалистов следует, что к изоляторам временного содержания требования указанного СанПиН не относятся.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что ИВС не являются общественными зданиями, поскольку допуск в них строго ограничен, и пребывание в них лиц, содержащихся под стражей, не постоянно, а ограничено определенным сроком(не более 10 суток), соответственно, требования СанПиН об обязательном наличии естественного освещения к ИВС не относятся, суд находит обоснованными и заслуживающими внимания.

Согласно п.122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 года ***, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС(п.123 Правил).

С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник милиции, с последующим осмотром медицинским работником(п.124 Правил).

При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно- профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения(п.125 Правил).

В ходе судебного разбирательства установлено, что указанные требования Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в ИВС ОВД по Увинскому району соблюдаются, журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, ведется надлежащим образом, согласно записей журнала ежедневно ведется опрос содержащихся под стражей лиц и фиксируются его результаты, медицинским работником МУЗ «Увинская ЦРБ» проводятся осмотры лиц, прибывающих в ИВС и убывающих по этапу, фиксируются вызовы бригады скорой медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи содержащимся в ИВС лицам.

Согласно п.1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ №1115 и приказом Минздрава РФ №475 от 31.12.1999 года (в ред. Приказа МВД РФ N 170, Минздрава РФ N 107 от 18.03.2003, Приказа МВД РФ N 996, Минздравсоцразвития РФ N 1025н от 24.12.2009) медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел.

В штате ОВД по Увинскому району медицинский работник ИВС отсутствует.

В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете (п.9 Инструкции).

В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи(п.10 Инструкции).

При выявлении в ИВС больных с подозрением на наличие психического, опасного инфекционного заболевания, а также других лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел)) в установленном порядке вызывает бригаду скорой медицинской помощи. При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия - дежурный по ИВС, дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) немедленно вызывает бригаду скорой медицинской помощи(п.15 Инструкции).

Если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения(п.16).

При наличии договоренности между руководством городскими, районными и линейными органами внутренних дел и руководством лечебно-профилактического учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения об оказании необходимой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, в этом учреждении выделяются и соответствующим образом оборудуются (с помощью органов внутренних дел) специальные палаты(п.17 Инструкции).

В случаях заболевания подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления в пути следования (этапирования), конвой доставляет заболевшего в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения и передает под охрану соответствующего органа внутренних дел(п.18 Инструкции).

Лица, поступившие в ИВС из учреждений УИС, а также осужденные к лишению свободы обеспечиваются медицинской помощью (кроме скорой) в медицинских учреждениях УИС(п.21 Инструкции).

В случае отсутствия в ИВС медицинских работников мероприятия по оказанию первой помощи лицам, содержащимся в них, осуществляются сотрудниками ИВС. У дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) должна быть аптечка для оказания первой помощи(п.24 Инструкции).

Всем убывающим из ИВС (в том числе и транзитным) медицинским работником ИВС проводится обязательный медицинский осмотр для определения годности к условиям этапирования(п.27 Инструкции).

Требуя запретить деятельность по содержанию обвиняемых и подозреваемых в ИВС ОВД по Увинскому району, прокурор указывает на нарушение в помещениях ИВС ОВД по Увинскому району санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, а также требований федерального законодательства о медицинском обеспечении подозреваемых и обвиняемых.

По мнению прокурора, указанными нарушениями создается реальная угроза здоровью людей, а также ущемляются права граждан, содержащихся в камерах ИВС.

В то же самое время, доказательств наличия реальной угрозы здоровью людей, а также ущемления прав граждан, содержащихся в камерах ИВС, в условиях отсутствия естественного освещения в камерах ИВС и проведения медосмотров медицинским работником МУЗ «Увинская ЦРБ» при отсутствии у лечебного учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС, прокурором не представлено. Как пояснил в ходе судебного разбирательства заместитель прокурора Увинского района Рылов А.В., требования прокурора направлены на предотвращение каких-либо последствий; как может сказаться отсутствие естественного освещения на здоровье лиц, содержащихся в ИВС, исследования не проводилось, в любом случае это угроза вреда здоровью предполагаемая; медосмотры проводятся нелегально при отсутствии у МУЗ «Увинская ЦРБ» лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС ОВД по Увинскому району. Однако суд не может положить в основу решения ничем не обоснованные предположения прокурора о возможных негативных последствиях для здоровья людей от отсутствия естественного освещения в помещениях ИВС и от проведения медосмотров лиц, содержащихся под стражей, медицинским работником МУЗ «Увинская ЦРБ».

Согласно ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Оснований для запрещения деятельности по содержанию обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, в ИВС ОВД по Увинскому району судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Увинского района к ГУ «Отдел внутренних дел по Увинскому району» о запрещении деятельности по содержанию обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, в изоляторе временного содержания ОВД по Увинскому району до приведения изолятора временного содержания ОВД по Увинскому району в соответствие с требованиями санитарных правил и норм "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.04.2003 года, и получения лицензии для осуществления медицинской деятельности в изоляторе временного содержания ОВД по Увинскому району- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья- В.А.Ёлкина