о признании права собственности на квартиру



Дело № 2-631-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож УР 19 октября 2011 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Борисова В.Т.

при секретаре Бурковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева А.Г. к Администрации муниципального образования «Волипельгинское» о признании права собственности на квартиру в порядке наследования,

Установил:

Князев А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Волипельгинское» о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, в порядке наследования после смерти отца К., умершего *** в ***. В обосновании искового заявления ссылается на то, что 16 июля 2011 года направил в Администрацию муниципального образования «Волипельгинское» заказное письмо с запросом нотариуса Вавожского район УР о выдаче Багировой Ш.Р., действующей по доверенности, выписку из похозяйственной книги, касающейся информации о праве собственности Л. и К. на квартиру в жилом доме по адресу: ***. 25 июля пришел ответ, что в соответствии с данными похозяйственной книги *** за 1991-1996 годы, лицевой счет ***, страница ***, гражданин К., умерший ***, по состоянию на *** являлся Главой хозяйства, расположенного по адресу: ***. Указанную выписку из похозяйственной книги нотариус Вавожского район УР не принял, мотивируя тем, что данная выписка не устанавливает право собственности на квартиру. Никаких иных правоустанавливающих документов на квартиру у него нет. Единственным документом, подтверждающим право собственности на квартиру, может служить выписка из похозяйственной книги на умершего отца К. Никаким иным способом признать право собственности отца на квартиру не представляется возможным. В этой связи он вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца – Багирова Ш.Р., действующая на основании доверенности, исковое требование Князева А.Г. к Администрации МО «Волипельгинское» поддержала, просит признать за ним право собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу: ***, после смерти К. Суду пояснила, что Администрация МО «Волипельгинское» не выдала справку, подтверждающую, что умерший отец Князева А.Г. является собственником указанной квартиры, поэтому он не может принять оформить наследство отца.

Представитель ответчика Администрации МО «Волипельгинское» Кузьмина М.Ф. против удовлетворения требования истца Князева А.Г. не возражала. Суду пояснила, что оснований для выдачи справки о принадлежности квартиры умершему К. на праве собственности не имеется. Данные в похозяйственную книгу заносили со слов жильцов, проживающих в жилом помещении. Главой хозяйства записывали в основном мужчину, если он умирал, остальные члены семьи решали, кого указать вместо него. К. являлся Главой хозяйства, вместе с ним проживали и были зарегистрированы: Л., В., Т. В настоящее время в квартире никто не проживает.

Свидетель Б. показала, что её фамилия до замужества была К., Князев А.Г. – это её родной брат, есть ещё сестра Я. Они не против признания за братом права собственности в порядке наследования на квартиру, оставшуюся после смерти отца. Он принял наследство. Сестра живет в ***, работает на Севере вахтовым методом. Истцом либо третьим лицом по данному делу она и сестра быть не желают.

Выслушав пояснения представителя истца и ответчика, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд считает исковое требование Князева А.Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

К., *** г.р., уроженец ***, умер *** в ***, что подтверждается свидетельством о смерти *** от ***.

Согласно ст. 532 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства, при наследовании по закону наследниками первой очереди являются: дети, супруг, и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для принятия наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принято наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

В судебном заседании установлено, что наследниками по закону после смерти К. являются его дети: истец - Князев А.Г. и его сестры - Б., Я., которые на наследство отца не претендуют. Иных наследников первой очереди не имеется.

Из заявления истца, показаний свидетеля следует, что после смерти К. осталось наследство в виде жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

Согласно выписке из похозяйственной книги от ***, К. по состоянию на *** являлся Главой хозяйства, расположенного по указанному адресу. Жилой дом построен 1983 году, расположен на земельном участке площадью *** га, имеются постройки: ***.

Данный факт подтвердил представитель ответчика, пояснивший также, что справка о праве собственности К. на квартиру не выдана истцу по причине отсутствия у последнего регистрации данного права.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что К. фактически являлся собственником спорного жилого помещения, в связи со смертью не зарегистрировал свое право в установленном законом порядке.

Данный факт представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.

Поскольку документы на жилое помещение не были оформлены наследодателем, то истец не может получить наследство отца после его смерти.

По общему правилу, закрепленному в статье 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Учитывая, что Князев Г.А. принял наследство отца и притязаний со стороны других наследников не имеется, суд считает требование истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.

То обстоятельство, что К. не было оформлено право собственности на квартиру, не может служить основанием к отказу в удовлетворения требования наследника.

На основании ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решение суда является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое требование Князева А.Г. к Администрации муниципального образования «Волипельгинское» удовлетворить.

Признать за Князевым А.Г. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, в порядке наследования по закону после смерти К., умершего *** в ***.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Увинский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий судья В.Т.Борисов