Дело№2-67-2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 января 2012 года пос.Ува УР Увинский районный суд УР в составе председательствующего судьи Ёлкиной В.А., с участием прокурора Тимкиной Л.С., представителя органа опеки и попечительства Увинского района Аитовой В.Г., при секретаре Хохряковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увинского района в интересах Шамшурина А.В., *** года рождения, к Администрации МО «Увинский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, третье лицо- орган опеки и попечительства Увинского района, У с т а н о в и л: Прокурор Увинского района УР обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Увинского района поступила жалоба от Шамшурина А.В., *** года рождения, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, по вопросу нарушения его жилищных прав. В ходе разрешения жалобы установлено, что Шамшурин А.В. решением уполномоченного органа от ***1997 года *** принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. В силу пункта "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184- ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 15 Закона УР от 06 марта 2007 года №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 ст. 3 Закона УР от 06 марта 2007 года №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.2 ст. 4 Закона УР от 06 марта 2007 года №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. В соответствии с ч.1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года №99 «О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Следовательно, Шамшурину А.В. согласно действующему законодательству должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения. В соответствии с требованиями части 1 ст. 4 Закона УР« О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. ***1997 года Шамшурин А.В. постановлением главы Увинской поселковой Администрации ***, поставлен на жилищный учет, как нуждающийся в жилом помещении, однако в нарушение требований действующего законодательства, во внеочередном порядке жилье Шамшурину А.В. до настоящего времени не предоставлено, что повлекло существенное нарушение прав последнего на получение жилого помещения и обеспечение надлежащих условий проживания. Шамшурин А.В. до достижения 23-летнего возраста, согласно пункта 3 ст. 1 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрел соответствующий статус, то есть не утрачивает данного статуса и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 10 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункта 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 года № 454-О, Конституционный Суд РФ, касаясь вопроса о приоритете одного закона перед другим при регулировании одних и тех же отношений, указал, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, а также закон, устанавливающий дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельный категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом. Таким образом, согласно вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, исходя из требований пункта 3 статьи 1 и статьи 10 Федерального закона от 16.11.1996 года № 156-ФЗ «О дополнительных гарантиях при социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у прокурора имеется безусловное право обратиться в суд в интересах Шамшурина А.В., имеющего правовой статус лица, оставшегося без попечения родителей, в защиту его жилищных прав. Согласно ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина и защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Прокурор просит обязать Администрацию МО «Увинский район» предоставить Шамшурину А.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди по месту жительства по норме предоставления площади жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора Увинского района Тимкина Л.С. уточнила исковые требования, просила обязать Администрацию МО «Увинский район» предоставить Шамшурину А.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в *** по норме предоставления площади жилого помещения, привела те же доводы, что и в заявлении. Истец Шамшурин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Администрации МО «Увинский район» Поздеева В.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, направила в суд заявление о признании ответчиком иска прокурора в полном объеме, просила принять признание иска ответчиком. Представитель третьего лица- органа опеки и попечительства Увинского района Аитова В.Г. с иском прокурора согласна, считает необходимым требование прокурора о предоставлении Шамшурину А.В. жилого помещения удовлетворить. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39,173,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Увинского района в интересах Шамшурина А.В. к Администрации МО «Увинский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Увинский район» предоставить Шамшурину А.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в ***, по норме предоставления площади жилого помещения. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения через Увинский районный суд. Судья- В.А.Ёлкина