о признании незаконным бездействие, выразившееся в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож 12 января 2012 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Борисова В.Т.

при секретаре Бурковой О.В.

с участием помощника прокурора Вавожского района УР Цвяшко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вавожского района УР в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муницпального образования «Водзимоньинское» о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Водзимоньинское», выразившееся в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося в *** метрах на юго-восток от дома №*** по ***; об обязании Администрацию муниципального образования «Водзимоньинское» в срок до *** 2012 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с данного земельного участка на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности,

Установил:

Прокурор Вавожского района УР в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации муницпального образования «Водзимоньинское» с указанным иском. В обосновании своих доводов ссылается на то, что установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Водзимоньинское» (далее по тексту - Администрация МО «Водзимоньинское»).

В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.1 и 2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В соответствии с ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Так, согласно п.3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно ч.1 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу ст.9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с ч.1 ст.8 и ч.2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.4 ч.1 и ч.2 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Вавожского района Удмуртской Республики», Устава муниципального образования «Водзимоньинское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования муниципальное образование «Водзимоньинское», наделено статусом сельского поселения.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Водзимоньинское» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьями 34 и 35 (п.18) Устава муниципального образования «Водзимоньинское» полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельского поселения возложены на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию муниципального образования «Водзимоньинское».

В силу абзаца 3 ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 ст.3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке установленном названным Федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного Администрация муниципального образования «Водзимоньинское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Указанные требования федерального законодательства Администрацией муниципального образования «Водзимоньинское» не выполняются.

На территории муниципального образования «Водзимоньинское» на земельном участке в *** метрах от *** на юго-восток на почве размещены:

1) отходы упаковочной бумаги незагрязненные (код отхода ***);

2) отходы упаковочного картона незагрязненные (***);

3) прочие отходы бумаги незагрязненные (код отхода ***);

4) стеклянный бой незагрязненный (код отхода ***);

5) бой строительного кирпича (код отхода ***);

6) отходы клеенки на тканевой основе (код отхода ***);

7) пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код отхода ***);

8) полиэтиленовая тара, поврежденная (код отхода ***);

9) отходы полиэтилена в виде пленки (код отхода ***);

10) обрезки резины (код отхода ***);

1) резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства (код отхода ***);

12) обрезки и обрывки тканей шерстяных (код отхода ***);

13) обрезки и обрывки тканей льняных (код отхода ***);

14) обрезки и обрывки тканей хлопчатобумажных (код отхода ***);

15) отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода ***);

16) мусор строительный от разборки зданий (код отхода ***).

Данное обстоятельство подтверждается справкой о результатах проверки по сведениям о природных пожарах на территории Удмуртской Республики от ***2011 от ***2011.

В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, в частности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (код ***, четвертый класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код ***, четвертый класс опасности), отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код ***, четвертый класс опасности), покрышки отработанные (код ***, четвертый класс опасности), мусор строительный от разборки зданий (код ***, четвертый класс опасности) и т.п.

Указанный земельный участок расположен в границах МО «Водзимоньинское», следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося на территории рядом с *** возложена на Администрацию МО «Водзимоньинское».

В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Водзимоньинское» не организован сбор и вывоз отходов производства и потребления с данного земельного участка.

Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Водзимоньинское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст.3, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Бездействие Администрации муниципального образования «Водзимоньинское», выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка на территории рядом с ***, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2006 года, заявления прокурора, поданные в интересах государства, защиту прав неопределенного круга лиц, касающиеся деятельности юридических лиц, вытекающие из фактов совершения юридическими лицами экологических правонарушений, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Бюллетень Верховного суда РФ №8 за август 2007г.).

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе в случаях обеспечения права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования к ответчику, просит в защиту интересов неопределенного круга лиц признать незаконным бездействие Администрации МО «Водзимоньинское», выразившееся в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося в *** метрах на юго-восток от дома ***; обязать Администрацию МО «Водзимоньинское» в срок до *** 2012 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с данного земельного участка на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Представитель Администрации МО «Водзимоньинское» - Жилина Н.Е. исковые требования прокурора признала в полном объеме. Последствия признания ей разъяснены и понятны.

В силу ст. 39 ч.1 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно ст.173 ч.1 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.

Согласно ст.173 ч.2 ГПК РФ, суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия признания иска.

В соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска Администрации МО «Водзимоньинское» по данному гражданскому делу, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы иных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Вавожского района УР в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Водзимоньинское» удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Водзимоньинское», выразившееся в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося в *** метрах на юго-восток от дома *** по ул.***.

Обязать Администрацию муниципального образования «Водзимоньинское» в срок до *** 2012 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с данного земельного участка на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья В.Т.Борисов