О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-81-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Вавож 02 февраля 2012 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Борисова В.Т.,

При секретаре Трефиловой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зубаревой С.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; понуждении включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии период работы в должности *** школьным отделом Вавожского райкома ВЛКСМ с *** 1989 года по *** 1991 года; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с *** 2011 года; взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей и государственной пошлины в сумме 200 рублей,

Установил:

Зубарева С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики (далее – УПФ РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; понуждении включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии период работы в должности *** школьным отделом Вавожского райкома ВЛКСМ с *** 1989 года по *** 1991 года; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с *** 2011 года; взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей и государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В обосновании исковых требований ссылается на то, что *** 2011 г. она обратилась в Управление ПФ РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, так как проработала 25 лет на должностях, связанных с педагогической деятельностью. Право на обращение за назначением досрочной пенсии по старости возникло *** 2011 г. Ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что периоды работы с ***.1988 г. по ***.1991 г. не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как основным условием назначения досрочной трудовой пенсии по старости является ведение преподавательской деятельности в учреждений для детей. С данным решением ответчика не согласна. В период с ***1988 г. по ***.1991 г. она работала в Вавожского райкоме ВЛКСМ УАССР: с ***1988 г. по ***1989 г. - в должности *** Вавожского райкома ВЛКСМ, с ***1989 г. – в должности исполняющего обязанности *** школьным отделом Вавожского райкома ВЛКСМ, с *** 1989 г. – *** школьным отделом Вавожского райкома ВЛКСМ. В этой должности проработала до *** 1991 г. Данная должность была выборной.

В данный период действовал Закон СССР от 14.06.56 г. «О государственных пенсиях», и соответственно возникшие в тот период правоотношения регулируются нормами указанного законодательного акта. Во исполнение указанного Закона было принято постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Указанным Постановлением было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения и здравоохранения». Согласно п.п. «а» п.1 вышеуказанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Данное постановление действовало до 01.10.1993 г.

Следовательно, по ранее действующему пенсионному законодательству она имела право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж. В связи с тем, что в настоящее время пенсионное законодательство изменилось, это ставит её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичную работу, но вышедшими на пенсию раньше, что нарушает её законное право на пенсию.

Как указал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях № 107-О от 06.03.2003 г и № 2-П| от 29.01.2004 г. ст.ст.6 ч.2,15 ч.4, 17 4.1,18,19 и 55 ч.1 Конституции РФ по своему смыслу предлагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса.

В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013 г. При этом применялся порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Ответчик вправе применить правила и нормы, действовавшие в периоды её работы, и включить в её стаж работы по специальности при назначении пенсии.

Истец Зубарева С.А. в судебном заседании исковые требования к ответчику поддержала в полном объеме, просит признать незаконным отказ УПФ РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; понудить включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии период работы в должности *** школьным отделом Вавожского райкома ВЛКСМ с *** 1989 года по *** 1991 года; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с *** 2011 года; взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей и государственную пошлину в сумме 200 рублей по основаниям, изложенным в заявлении.

Суду пояснила, что *** 2011 года обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР за назначением пенсии, считая, что её педагогический стаж работы с учетом работы в райкоме ВЛКСМ уже более 25 лет. ***88 года она была *** РК ВЛКСМ, затем ***89 года её назначили исполняющей обязанности заведующей школьным отделом, в последующем на Пленуме РК ВЛКСМ избрали *** школьным отделом. Работая в этих должностях, она занималась организационной и внеклассной работой со школьными комитетами комсомола. Это было одним из направлений по нравственному воспитанию, повышению политической культуры учащейся молодежи. Школьные комитеты затем выполняли свою работу с ребятами в школе. Также проводилась работа по организации соревнований среди школьников, учебы с активистами школ. Архивная справка подтверждает, что решением бюро она была утверждена *** райкома комсомола, протоколом от ***89 года – утверждена исполняющей обязанности *** школьным отделом, решением Пленума Вавожского райкома от ***.89 избрана *** отделом учащейся молодежи. Преподавательская деятельность её началась с ***85 года в *** Вавожского района.

Представитель истца – Степанов Ю.В. исковые требования Зубаревой С.А. поддержал в полном объеме, пояснил, что с ***.89 по ***.91 работа истцом осуществлялась в райкоме комсомола Вавожского района в должности *** или *** школьным отделом. Данный период работы истец подтвердил архивной справкой, где указано, что она назначалась и освобождалась от этой должности. В период её работы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Согласно пп. «а» п. 1 указанного положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР - Кадесникова О.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что Зубарева С.А. обратилась ***.2011 года по вопросу назначения трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.11 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». На его основании досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение применялись правила исчисления периода работы осуществляющих педагогическую работу в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Список должностей и учреждения, работа в которых засчитывается в стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Также применялось Постановление Правительства РФ 11.07.2002 г. № 516 об утверждении периодов работы. Период работы с ***1988 по ***1991 г. не зачтен в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как основным условием назначения досрочной трудовой пенсии по старости является ведение преподавательской работы в учреждениях для детей. Указанная работа в спорный период не велась и списками не предусмотрено. На момент обращения стаж у заявительницы составляет 23 года 5 месяцев и 2 дня. В этой связи УПФ РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР отказало истцу в назначении досрочной трудовой пенсии.

Выслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, а также одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан в соответствии со статьей 27 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из записей трудовой книжки Зубаревой С.А., последняя имеет следующие периоды, связанные с работой в школе:

- ***.1985 – ***.1986г. - *** школы;

- ***.1986 – ***.1987г. – *** школы;

- ***.1987 – ***.1988г. – *** школы;

- ***.1991 – ***.1991г. – *** школе;

- ***1991 – по настоящее время – *** школе.

Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицо не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, *** 2011 года.

Решением ответчика № 2655 от ***.2011 г. отказано Зубаревой С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку стаж последней, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, составил 23 года 5 месяцев 2 дня.

В стаж, дающий право истице на досрочное назначение пенсии, ответчиком включены следующие периоды:

- ***1985 – ***1988г. – *** школе;

- ***.1991 – ***.1991г. – *** школе;

- ***1991 – ***.2011г. – *** школе.

При определении права на досрочную пенсию ответчиком не включен период работы истца с ***.1988 – ***.1991г., так как основным условием назначения досрочной трудовой пенсии по старости является ведение преподавательской деятельности в учреждениях для детей.

Истец просит суд включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, период работы с ***.1989 -***1991 года в должности *** отделом учащейся молодежи Вавожского райкома ВЛКСМ, ссылаясь на то, что с ***.1989 исполняла его обязанности, ***.1989 была избрана и работала в указанной должности по ***.1991 года.

Пунктом 2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке должностей и учреждений в графах «наименование должностей» и «наименование учреждений» должность «*** отделом учащейся молодежи», «***» и наименование «райком ВЛКСМ» не предусмотрены.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-п в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которыми по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 году могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.

С 1 ноября 1999 года до 1 января 2002 года действовало Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".

В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Как следует из пункта «а» ч. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действующего в спорный период времени (до октября 1993 года), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Пунктом 4 настоящего Положения установлено, что время работы, указанной в пункте 2 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно пункту 3.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР № 1-63-И от 30 июня 1986 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при применении пп. «а» п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

В судебном заседании установлено, что с ***1989 истец осуществляла трудовую деятельность в должности исполняющей обязанности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи Вавожского райкома ВЛКСМ, ***1989 решением организационного пленума Вавожского райкома комсомола была избрана на эту должность, работала по ***1991 года. Работа в указанной должности являлась выборной.

О данных фактах свидетельствуют архивная справка ***, *** от ***2011 г. о решении бюро Вавожского райкома комсомола от ***1989 г. (прот. ***) и решении организационного пленума Вавожского райкома комсомола от ***.1989г. (прот. ***), трудовая книжка истца.

Данные обстоятельства представитель истца в судебном заседании не оспаривал.

Таким образом, Зубарева С.А. имеет право на зачет спорного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Продолжительность спорного периода времени с ***1989 по ***1991 года составляет 1 год 7 месяцев 5 дней.

На момент обращения, *** 2011 года, в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе УР у истца признано 23 года 5 месяцев 2 дня, то есть более 2/3 равных 16 лет 8 месяцев, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с п. 4 Положения.

Соответственно специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение связи с педагогической деятельностью, дающий право Зубаревой С.А. на досрочное пенсионное обеспечение, на ***.2011 года составил 25 лет и 7 дней (23 года 5 месяцев 2 дня + 1 год 7 месяцев 5 дней).

В связи с тем, что стаж работы истца по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей составляет более 25 лет, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики об отказе Зубаревой С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и не обоснованным.

Суд понуждает ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, период работы с ***1989 по ***1991 года в должности *** школьным отделом Вавожского райкома ВЛКСМ.

Истец просит взыскать с ответчика понесенные расходы на оплату услуг представителя в сумме 3 000 рублей, подтверждаемых квитанцией к приходному кассовому ордеру от ***.2011г.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание участие представителя истца в ходе рассмотрения дела по существу, исходя из принципа разумности и справедливости, суд присуждает взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку требования Зубаревой С.А. удовлетворены, суд присуждает взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Зубаревой С.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Зубаревой С.А..

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики включить Зубаревой С.А. в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в должности секретаря – заведующего школьным отделом Вавожского райкома ВЛКСМ с *** 1989 года по *** 1991 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики назначить Зубаревой С.А. досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с *** 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики с пользу Зубаревой С.А. расходы по оплате услуг представителя сумме 3 000 рублей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики с пользу Зубаревой С.А. расходы по оплате государственной пошлины размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Удмуртской Республики через Увинский районный суда УР в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 07 февраля 2012 года.

Председательствующий судья: В.Т.Борисов