Дело № 2-216-2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ село Вавож 11 марта 2012 года Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Борисова В.Т. с участием помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцовой О.А. при секретаре Трефиловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Вавожский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики; об обязании Администрацию муниципального образования «Вавожский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством, Установил: Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации муниципального образования «Вавожский район» с указанным заявлением. В обоснование требований ссылается на то, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Вавожский район» Вавожского района Удмуртской Республики. В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен. В соответствии с ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Исходя их требований ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Вавожский район» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов. Статьей 20, ч. 1 ст. 31, п. 10 ч. 1 ст. 34 Устава МО «Вавожский район» полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на исполнительно-распорядительный орган – Администрацию МО «Вавожский район». Исходя из требований ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В силу абзаца 3 ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 ст.3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке установленном названным Федеральным законом. Исходя из вышеизложенного Администрация муниципального образования «Вавожский район» обязана организовать и финансировать мероприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Однако указанные требования федерального законодательства Администрацией МО «Вавожский район» не выполняются, деятельность по организации и переработке бытовых и промышленных отходов не организована. Из объяснений заместителя главы Администрации МО «Вавожский район» по строительству, архитектуре и ЖКХ Вотинцева П.В., действующего в интересах администрации на основании доверенности № *** от *** 2012 года следует, что утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов на территории МО «Вавожский район» никто не занимается, поскольку нет полигона ТБО. Сбором и вывозом отходов на территории *** и *** занимается ООО «***». Также на территории поселений района имеются места для сбора и временного хранения бытовых отходов и мусора. В *** км. от *** на юго-запад находится свалка бытовых отходов, эксплуатацией которой занимается ООО «***». На сегодняшний день ООО «***» лицензии на деятельность по обращению с отходами не имеет, оно занимается оформлением лицензии. Кроме того, между ООО «***» и ООО «***» *** 2012 года заключен договор на оказание услуг по размещению отходов производства и потребления. Утилизацией на территории Вавожского района никто не занимается, поскольку это дорогостоящая процедура, в бюджете района таких денежных средств нет, район дотационный. На сегодняшний день району не реально выполнить требования закона и организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованием природоохранного законодательства и законодательства о санитарно—эпидемиологическом благополучии населения. На основании решения от 25 марта 2010 года удовлетворены требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в ООО «***» о признании деятельности ООО «***» по сбору, транспортировке, размещению отходов без лицензии, противоречащей требованиям законодательства и запрещения указанной деятельности до получения лицензии. На основании определения Вавожского районного суда от *** 2011 года ООО «***» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от *** 2010 года до *** 2011 года. На основании определения Увинского районного суда от *** 2011 года ООО «***» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от *** 2010 года до *** 2012 года. Отсрочка была предоставлена по тому основанию, что Администрацией МО «***» не оформлены договоры аренды по причине отсутствия межевания земельных участков. Таким образом, в настоящее время ООО «***» осуществляет безлицензионную деятельность по сбору и размещению отходов на земельном участке в 1 км. от д. *** на юго-запад, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией МО «Вавожский район» полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района. Утилизация (обезвреживание) мусора и отходов - специальная обработка мусора (брикетирование, термообработка, превращение в остекленные гранулы путем сжигания мусора, захоронение на полигонах и т.п.) с целью превращения его в инертный (нейтральный) вид, не оказывающий вредного влияния на экологию. Переработка - вторичная обработка материалов, отходов. В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест, содержатся в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05.08.1988. В силу п. 1.1 указанных правил, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Согласно п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Исходя из требований п. 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Ситуация, при которой бытовые отходы вывозятся и складируются на несанкционированных свалках бытовых отходов, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Вавожский район» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст.3, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека. Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2006 года, заявления прокурора, поданные в интересах государства, защиту прав неопределенного круга лиц, касающиеся деятельности юридических лиц, вытекающие из фактов совершения юридическими лицами экологических правонарушений, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Бюллетень Верховного суда РФ № 8 за август 2007г.). Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ, в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан. Предъявление иска Удмуртским природоохранным прокурором не связано со сроком, установленным ст. 256 ГПК РФ, поскольку нарушение прав неопределенного круга лиц и бездействие администрации МО «Вавожский район» носит длящийся характер, в связи с чем, срок на обращение в суд прокурором не пропущен. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе в случаях обеспечения права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. С учетом мнения помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцовой О.А., Управления Роспотребнадзора по УР - Архипова В.Б., действующего на основании доверенности, и представителя Администрации МО «Вавожский район» - Вотинцева П.В. суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР. В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцова О.А. заявление в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вавожский район» поддержала, просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Вавожский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории ***; обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством. Представитель Администрации муниципального образования «Вавожский район» - Вотинцев П.В. требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Вавожский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики; об обязании Администрацию муниципального образования «Вавожский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством признал полностью. Последствия признания заявление ему разъяснены и понятны. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике - Архипов В.Б. поддержал требования прокурора, полагая, что их признание Администрацией муниципального образования «Вавожский район» будет законным и обоснованным. В силу ст. 39 ч. 1 ГПК РФ ответчик вправе признать заявление. Согласно ст. 173 ч. 1 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. Согласно ст. 173 ч. 2 ГПК РФ, суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия признания иска. В соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. По данному гражданскому делу суд принимает признание заявления представителем Администрации МО «Вавожский район», считая, что оно не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы иных лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Вавожский район» удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Вавожский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики. Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Вавожского района Удмуртской Республики в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения решения. Председательствующий судья В.Т.Борисов