о предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди



Дело № 2-433-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож 04 мая 2012 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Борисова В.Т.

при секретаре Трефиловой Н.С.

с участием заместителя прокурора Вавожского района УР Чумаковой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Кадрова И.В. к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики об обязании предоставить Кадрову И.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в населенном пункте в переделах Муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики,

Установил:

Прокурор Вавожского района УР в защиту прав и законных интересов Кадрова И.В. обратился в суд к Администрации МО «Вавожский район» УР с указанным иском.

В обоснование иска ссылается на то, что прокурорской проверкой обращения Кадрова И.В. установлено, что в соответствии с Постановлением Администрации МО «Вавожский район» *** от *** «О принятии на учет Кадрова И.В., *** года рождения, в качестве нуждающегося в жилом помещении» Кадров И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, Кадров И.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в настоящее время, согласно сведениям учетного дела нуждающегося в жилом помещении, состоит в списке для получения жилья.

***.2009 г. Кадров И.В. окончил ***

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Статьями 15, 16 Закона УР от 06.03.2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование "Вавожский район".

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Местом жительства согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Кадров И.В. был зарегистрирован по адресу: ***, в настоящее время проживает по месту регистрации в квартире бабушки.

Таким образом, Кадров И.В. имеет право на получение жилого помещения по месту его выявления и первичного устройства как ребенка-сироты в пределах территории МО «Вавожский район».

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма. Предоставляемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.

Согласно ч. 2.1. статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также на одно лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, установленную в настоящей статье, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату, однокомнатную квартиру, жилой дом либо предназначено для вселения гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, истец вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 18 кв. м общей площади, расположенное в населенных пунктах МО «Вавожский район», вне очереди по договору социального найма.

Согласно ч. 3 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

В нарушение действующего законодательства Кадрову И.В. по окончании пребывания в учреждении профессионального образования - Государственном образовательном учреждении ***, жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено.

Решением уполномоченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по Вавожскому району УР, однако до сегодняшнего дня жилье не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в учреждении профессионального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Предъявление иска прокурором вызвано защитой жилищных прав гражданина Кадрова И.В. на обеспечение его жилым помещением в муниципальном жилищном фонде.

Истец Кадров И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрения дела без его участия, исковое заявление поддерживает.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковое требование Кадрова И.В., просит обязать Администрацию МО «Вавожский район» Удмуртской Республики предоставить Кадрову И.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в населенном пункте в переделах Муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Вавожский район» УР – Рябова Л.А., действующая на основании доверенности, представив соответствующее заявление, признала исковое требование прокурора Вавожского района УР в защиту прав и законных интересов Кадрова И.В. к Администрации МО «Вавожский район» УР об обязании предоставить Кадрову И.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в населенном пункте в переделах Муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики, последствия признания иска разъяснены и понятны.

В силу ст. 39 ч. 1 ГПК РФ ответчик вправе признать заявление.

Согласно ст. 173 ч. 1 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.

Согласно ст. 173 ч. 2 ГПК РФ, суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия признания иска.

В соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По данному гражданскому делу суд принимает признание заявления представителем Администрации МО «Вавожский район», считая, что оно не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы иных лиц.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое требование прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Кадрова И.В. к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики предоставить Кадрову И.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в населенном пункте в переделах Муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья В.Т.Борисов