о признании деятельности по сбору, размещению отходов 4 класса, противоречащей требованиям федерального законодательства и о запрещении указанной деятельности



Дело №2-108/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2012 года пос.Ува УР

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.,

при секретаре Беловоле А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» о признании деятельности ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 4 класса опасности на земельном участке, расположенном в 0,8 км севернее ***, не законной и запрещении указанной деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» о признании деятельности ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 4 класса опасности на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., расположенном в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км севернее ***, противоречащей требованиям ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ, п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и запрещении указанной деятельности.

Исковые требования мотивированы следующим.

ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» (далее по тексту – ООО «Эко-Сервис») действует на основании Устава, утвержденного прото­колом общего собрания участников, является коммерческой организацией.

Место нахождения Общества: ***

На основании свидетельства о государственной регистрации серия *** *** 2006 года ООО «Эко-Сервис» внесено в единый го­сударственный реестр юридических лиц и ему присвоен ***, на основании свидетельства о постановке на учет ООО «Эко-Сервис» *** 2006 года поставлено на учет в МРИ ФНС № 6 по УР и ему присвоен ***, ***.

ООО «Эко-Сервис» имеет лицензию № *** (***) от *** 2007 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обез­вреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Место осуще­ствления лицензируемого вида деятельности - Удмуртская Республика пгт. Ува.

В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Эко-Сервис» в 0,8 км. севернее от ***, то есть за пределами осу­ществления лицензируемого вида деятельности, использует земельный уча­сток для размещения твердых бытовых отходов.

Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой 08 ноября 2011 года совместно со специалистами Управления Росреестра по Удмурт­ской Республике и Министерства природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды осуществлен выезд на место расположения указанной свалки.

Согласно справке *** от 09 ноября 2011 года, представленной Ми­нистерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики свалка бытовых отходов размещена в лесном массиве в 0,8 км. севернее от ***. К свалке ведет грунтовая дорога, протяженностью около 100 метров, отходящая от трассы ***. В ходе визуального об­следования территории, доступной для осмотра, установлено, что на свалке размещены различные виды отходов - 4 и 5 классов опасности. В ходе ос­мотра установлено, что территория свалки занимает площадь примерно 4 га. Тело свалки имеет прямоугольную форму длиной около 210 метров и шири­ной 180 метров. Высота тела свалки равняется в среднем 4-5 метров.

Согласно информации, представленной Управлением Росреестра по Удмуртской Республике при камеральной обработке установлено, что свалка ориентировочной площадью 43588 кв.м. размещена в границах кадастрового квартала ***, сведения о категории земель, разрешенном использо­вании и виде права в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

По данным Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики земельный участок, расположенный в лесном массиве в 0,8 км. севернее д. Чабишур по материалам лесоустройства входит в состав земель лесного фон­да.

Опрошенный в ходе проверки директор ООО «Эко-Сервис» Бедрин А.Л. пояснил, что размещение ТБО предприятие производит на свалке, около ***. Указанная свалка в границы пгт. Ува не вхо­дит. Свалка эксплуатируется более 30 лет. ООО «Эко-Сервис» эксплуатиру­ет указанную свалку с начала 2007 года, а именно деятельность по приему и размещению ТБО на свалке около ***. Бедрин А.Л. осознавал то, что земля не оформлена, нет паспортов на отходы, нет проекта норматива образования и лимитов на их образование, не ведется мо­ниторинг и не выполняются прочие мероприятия обязательные при эксплуа­тации полигона ТБО. Правоустанавливающих документов на земельный уча­сток, занятый свалкой не имеется. Договора аренды земли ни с кем не за­ключал. В настоящее время свалка продолжает работать в том же режиме. ООО «Эко-Сервис» осуществляет только прием и размещение, а привозят отходы МУП «Комбинат по благоустройству», по талонам привозят отходы предприятия и население Увинского района, которые имеют свой транспорт.

Согласно справкам, представленным ООО «Эко-Сервис» за период с 2007 по 2010 год принято и размещено на свалке твердых бытовых отходов в *** 81,2 тыс. куб. метров отходов, а за 2011 год - 25,7 тыс. куб. м. отходов.

На основании ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юриди­ческие лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать эколо­гические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здо­ровья человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захо­ронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окру­жающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов

- содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последую­щего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов

- изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специ­альных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физи­ческих лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обез­вреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

В соответствии со ст. 1 и ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах про­изводства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воз­действия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критерия­ми, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в со­ответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001. №511.

В соответствии с ч. 3 п. 1, ч. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ от­дельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального раз­решения (лицензии).

В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV клас­сов опасности подлежит лицензированию.

Таким образом, ООО «Эко-Сервис» осуществляет безлицензионную дея­тельность в части сбора и размещения отходов производства и потребления на свалке бытовых отходов 0,8 км. севернее от ***, расположенной на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., в границах кадастрового квартала ***.

По требованию ч.З ст. 129, ч.2 ст.214 Гражданского Кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В силу ст. 25 и ст. 26 Земельного Кодекса РФ земельные участки мо­гут принадлежать юридическим лицам на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужим земельным участком, аренды, безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соот­ветствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним».

Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда от­носятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покры­тые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не­лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Частью 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ содержит закрытый перечень видов деятельности, осуществление которых допускается на землях лесного фонда. Деятельность в области обращения с отходами (в том числе их размещение) не входит в данный перечень.

Согласно ч.2, ч. 3 ст. 4.2 ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, го­сударственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ра­нее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридиче­ски действительным.

Таким образом, на землях лесного фонда не допускается размещение свалок бытовых отходов, поскольку это противоречит действующему зако­нодательству.

Пункт 8 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает в качестве основных принципов охраны окружающей среды презумпцию эко­логической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз. 1, 2, 3 ст.З, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негатив­ного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятель­ность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздейст­вия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюде­нием хозяйствующими субъектами установленных экологических требова­ний и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоро­вью человека.

При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются кон­ституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье (ст.20 Консти­туции), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здо­ровью граждан в связи с несоблюдением ООО «Эко-Сервис» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйствен­ной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их сово­купности, установленных законами, иными нормативными правовыми акта­ми, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охра­ны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на сре­ду жизнедеятельности и здоровье населения.

На основании изложенного, ООО «Эко-Сервис» не вправе осуществ­лять деятельность по сбору и размещению опасных отходов на земельном участке ориентировочной площадью *** кв.м., расположенного в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км. севернее от ***.

Согласно ст. 1065 ПС РФ опасность причинения вреда в будущем мо­жет явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей та­кую опасность.

Вышеуказанные нарушения не позволяют сделать вывод об отсутствии потенциальной экологической опасности деятельности ООО «Эко-Сервис» по обращению с опасными отходами, и оценке воздействия на окружающую среду и человека данной деятельности и ее последствий.

В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора УР Воронцова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства УР Лукоянов В.А., действующий по доверенности *** от ***.2012 года, исковые требования природоохранного прокурора поддержал.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по УР Вологжанин В.В., действующий по доверенности *** от ***.2011 года, исковые требования природоохранного прокурора поддержал.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по УР не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» Бедрин А.Л. исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора УР признал в полном объеме, представил соответствующее заявление.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации МО «Увинский район» не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать деятельность ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 4 класса опасности на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., расположенном в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км севернее ***, противоречащей требованиям ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ, п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц запретить деятельность ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 1-4 класса опасности на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., расположенном в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км севернее ***.

Взыскать с ответчика ООО «Экологическое предприятие «Эко-сервис» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Увинский район» в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в течение 1 месяца со дня его вынесения через Увинский районный суд УР.

Судья Е.В. Лобанов