Дело №2-108/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 апреля 2012 года пос.Ува УР Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В., при секретаре Беловоле А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» о признании деятельности ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 4 класса опасности на земельном участке, расположенном в 0,8 км севернее ***, не законной и запрещении указанной деятельности, У С Т А Н О В И Л : Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» о признании деятельности ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 4 класса опасности на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., расположенном в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км севернее ***, противоречащей требованиям ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ, п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и запрещении указанной деятельности. Исковые требования мотивированы следующим. ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» (далее по тексту – ООО «Эко-Сервис») действует на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания участников, является коммерческой организацией. Место нахождения Общества: *** На основании свидетельства о государственной регистрации серия *** *** 2006 года ООО «Эко-Сервис» внесено в единый государственный реестр юридических лиц и ему присвоен ***, на основании свидетельства о постановке на учет ООО «Эко-Сервис» *** 2006 года поставлено на учет в МРИ ФНС № 6 по УР и ему присвоен ***, ***. ООО «Эко-Сервис» имеет лицензию № *** (***) от *** 2007 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Место осуществления лицензируемого вида деятельности - Удмуртская Республика пгт. Ува. В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Эко-Сервис» в 0,8 км. севернее от ***, то есть за пределами осуществления лицензируемого вида деятельности, использует земельный участок для размещения твердых бытовых отходов. Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой 08 ноября 2011 года совместно со специалистами Управления Росреестра по Удмуртской Республике и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществлен выезд на место расположения указанной свалки. Согласно справке *** от 09 ноября 2011 года, представленной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики свалка бытовых отходов размещена в лесном массиве в 0,8 км. севернее от ***. К свалке ведет грунтовая дорога, протяженностью около 100 метров, отходящая от трассы ***. В ходе визуального обследования территории, доступной для осмотра, установлено, что на свалке размещены различные виды отходов - 4 и 5 классов опасности. В ходе осмотра установлено, что территория свалки занимает площадь примерно 4 га. Тело свалки имеет прямоугольную форму длиной около 210 метров и шириной 180 метров. Высота тела свалки равняется в среднем 4-5 метров. Согласно информации, представленной Управлением Росреестра по Удмуртской Республике при камеральной обработке установлено, что свалка ориентировочной площадью 43588 кв.м. размещена в границах кадастрового квартала ***, сведения о категории земель, разрешенном использовании и виде права в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. По данным Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики земельный участок, расположенный в лесном массиве в 0,8 км. севернее д. Чабишур по материалам лесоустройства входит в состав земель лесного фонда. Опрошенный в ходе проверки директор ООО «Эко-Сервис» Бедрин А.Л. пояснил, что размещение ТБО предприятие производит на свалке, около ***. Указанная свалка в границы пгт. Ува не входит. Свалка эксплуатируется более 30 лет. ООО «Эко-Сервис» эксплуатирует указанную свалку с начала 2007 года, а именно деятельность по приему и размещению ТБО на свалке около ***. Бедрин А.Л. осознавал то, что земля не оформлена, нет паспортов на отходы, нет проекта норматива образования и лимитов на их образование, не ведется мониторинг и не выполняются прочие мероприятия обязательные при эксплуатации полигона ТБО. Правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый свалкой не имеется. Договора аренды земли ни с кем не заключал. В настоящее время свалка продолжает работать в том же режиме. ООО «Эко-Сервис» осуществляет только прием и размещение, а привозят отходы МУП «Комбинат по благоустройству», по талонам привозят отходы предприятия и население Увинского района, которые имеют свой транспорт. Согласно справкам, представленным ООО «Эко-Сервис» за период с 2007 по 2010 год принято и размещено на свалке твердых бытовых отходов в *** 81,2 тыс. куб. метров отходов, а за 2011 год - 25,7 тыс. куб. м. отходов. На основании ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В соответствии со ст. 1 и ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001. №511. В соответствии с ч. 3 п. 1, ч. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Таким образом, ООО «Эко-Сервис» осуществляет безлицензионную деятельность в части сбора и размещения отходов производства и потребления на свалке бытовых отходов 0,8 км. севернее от ***, расположенной на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., в границах кадастрового квартала ***. По требованию ч.З ст. 129, ч.2 ст.214 Гражданского Кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В силу ст. 25 и ст. 26 Земельного Кодекса РФ земельные участки могут принадлежать юридическим лицам на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужим земельным участком, аренды, безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Частью 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ содержит закрытый перечень видов деятельности, осуществление которых допускается на землях лесного фонда. Деятельность в области обращения с отходами (в том числе их размещение) не входит в данный перечень. Согласно ч.2, ч. 3 ст. 4.2 ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Таким образом, на землях лесного фонда не допускается размещение свалок бытовых отходов, поскольку это противоречит действующему законодательству. Пункт 8 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает в качестве основных принципов охраны окружающей среды презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз. 1, 2, 3 ст.З, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье (ст.20 Конституции), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО «Эко-Сервис» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. На основании изложенного, ООО «Эко-Сервис» не вправе осуществлять деятельность по сбору и размещению опасных отходов на земельном участке ориентировочной площадью *** кв.м., расположенного в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км. севернее от ***. Согласно ст. 1065 ПС РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Вышеуказанные нарушения не позволяют сделать вывод об отсутствии потенциальной экологической опасности деятельности ООО «Эко-Сервис» по обращению с опасными отходами, и оценке воздействия на окружающую среду и человека данной деятельности и ее последствий. В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора УР Воронцова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. В судебном заседании представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства УР Лукоянов В.А., действующий по доверенности *** от ***.2012 года, исковые требования природоохранного прокурора поддержал. В судебном заседании представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по УР Вологжанин В.В., действующий по доверенности *** от ***.2011 года, исковые требования природоохранного прокурора поддержал. В судебное заседание представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по УР не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель ответчика ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» Бедрин А.Л. исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора УР признал в полном объеме, представил соответствующее заявление. В судебное заседание представитель третьего лица Администрации МО «Увинский район» не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать деятельность ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 4 класса опасности на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., расположенном в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км севернее ***, противоречащей требованиям ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ, п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц запретить деятельность ООО «Экологическое предприятие «Эко-Сервис» по сбору и размещению отходов 1-4 класса опасности на земельном участке ориентировочной площадью 43588 кв.м., расположенном в границах кадастрового квартала *** в 0,8 км севернее ***. Взыскать с ответчика ООО «Экологическое предприятие «Эко-сервис» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Увинский район» в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в течение 1 месяца со дня его вынесения через Увинский районный суд УР. Судья Е.В. Лобанов