о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии по старости



Дело№2-587-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2012 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе председательствующего судьи Ёлкиной В.А.

при секретаре Хохряковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стекольщикова М.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ***2012 года,

У с т а н о в и л:

Стекольщиков М.Л. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что после окончания в 1981 году ***, начал заниматься лечебной деятельностью. В соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста. Полагает, что его специальный медицинский трудовой стаж дает право на досрочную трудовую пенсию по старости и составляет более 30 лет. В подтверждение права на досрочную трудовую пенсию по старости он обратился ***.2012 года в Пенсионный фонд, представил все необходимые документы. Однако ***.2012 года было вынесено Решение *** об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности. Ответчик отказался включить в специальный стаж периоды: с ***1981г. по ***1983г.- действительная военная служба по призыву в рядах Советской Армии (2 года 1 месяц 11 дней); с ***1988г. по ***.1989г. –*** (календарно 11 месяцев 25 дней); с ***1998г. по ***2011г. –*** (в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, т.к. работа протекала в сельской местности)-16 лет 3 месяца 12 дней, всего 19 лет 4 месяца 18 дней, в связи с тем, что согласно п.1 пп. «г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от 17.12.1959 года №1359, действовавшего в спорный период работы истца и утратившего силу в связи с изданием постановления правительства РФ от 22.09.1993 года №953, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил ССР. Службе в армии предшествовала работа в должности ***, засчитанная в специальный стаж работы. Считает, что период службы в армии должен засчитываться в специальный медицинский стаж.

Период работы в должности *** не включен ответчиком в специальный стаж в связи с тем, что согласно Списка от 29.10.2002г. №781 Общество с ограниченной ответственностью не может быть причислено к числу учреждений, поскольку является коммерческой организацией. Считает, что работа в *** должна быть включена в его специальный медицинский стаж, поскольку не включение этой работы в медицинский стаж нарушает гарантированное Конституцией РФ равноправие граждан и право на пенсионное обеспечение. По смыслу ч.2 ст.8 Конституции РФ форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения и исполняющим одни и те же функциональные обязанности, и по одним и тем же профессиям. По ранее действовавшему Закону РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержалось требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях здравоохранения и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года №11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, за назначением трудовой пенсии по старости, ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды работы в названных учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10,11,12 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с Определением ВС РФ от 05.02.2009 года №36-В08-33 в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Работа в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан. В лицензиях от *** ***, от *** ***, выданных ООО «***», отражены перечни работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, согласно которым медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение проводится по многопрофильным направлениям, в том числе лечение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечной системы, опорно-двигательной системы и детских заболеваний.

Истец просит вынести решение о восстановлении его пенсионных прав и признании незаконным Решения Управления Пенсионного фонда РФ в Увинском районе *** от ***2012 года об отказе в установлении пенсии, просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды с ***.1981 по ***1983 г.г.- действительная военная служба по призыву в рядах СА, с ***1998 по ***2011 г.г.- работа в должности ***, всего 18 лет 4 месяца 23 дня, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ***.2012 года, взыскать судебные издержки в сумме 200 руб.

В судебном заседании истец Стекольщиков М.Л. свои требования поддержал и привел те же доводы, что и в исковом заявлении.

Представитель ответчика Лобанова М.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась и пояснила, что ***.2012 года истец обратился с документами в отдел пенсий по месту жительства для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением УПФР в Увинском районе УР от ***.2012г. *** истцу в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Истец оспаривает решение в части исключения из стажа периодов работы с ***1981г. по ***1983г.-действительная военная служба по призыву в рядах СА (2 года 1 месяц 11 дней); с ***1998г. по ***2011г.-***(в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, т.к. работа протекала в сельской местности-16 лет 3 месяца 12 дней), итого-18 лет 4 месяца 23 дня. Вышеуказанные периоды в специальный стаж не включены по следующим основаниям. Период работы Стекольщикова М.Л. в ООО «***» не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как организационно-правовая форма организации- Общество с ограниченной ответственностью не соответствует Спискам от 22.09.1999г. №1066 и от 29.10.2002г. №781. Анализируя нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ***.2001г. №173-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что Правительством РФ в переделах предоставленных ему полномочий в Списках должностей и учреждений, а также Правилах исчисления периодов, утвержденных постановлением от 29.10.2002г. №781, определена единственная организационно-правовая форма организаций здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение-это «учреждение». Конституционный суд также пришел к выводу о том, что законодатель связывает право на досрочное пенсионное обеспечение не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение в которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. В соответствии с п.1.3 Устава основной деятельностью ООО «***» является коммерческая деятельность. В ст.120 ГК РФ законодатель, раскрывая понятие «учреждение» к их числу относит только некоммерческие организации, созданные собственником для управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Устав не может являться основанием для причисления данного юридического лица к числу учреждений здравоохранения, а деятельности в нем к осуществлению лечебной, предоставляющей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Службу в Вооруженных силах СССР истец просит зачесть на основании Постановления Совета министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Однако данное Постановление применению не подлежит. На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии действовал и действует Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 от 17.12.2001 года и Постановление Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., которым не предусмотрено включение службы в ВС СССР в стаж медицинских работников, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у истца составил 12 лет 11 месяцев 24 дня, следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года у Стекольщикова М.Л. отсутствует. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица-ООО «***» Усманова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Стекольщика М.Л. в части включения в специальный стаж работы периода работы в качестве ***» с ***1998 г. по ***2011 г. поддержала. Период работы Стекольщикова М.Л. с ***.1998 г. до ***.1999 г. в качестве *** подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, согласно которого в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

После ***.1999г. применяется Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, который предусматривает право на досрочную пенсию по старости врачей и среднего медицинского персонала, в том числе медицинских сестер по массажу в учреждении санаторий (курорт): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.

В соответствии с Определением Верховного суда РФ oт 05.02.2009 г. № 36-В08-33 наименование учреждения «санаторий» включено в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, и в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, за назначением трудовой пенсии по старости, ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10,11,12 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В период с ***.1998 г. по ***2011 г. Стекольщиков М.Л. работал на полной ставке в должности медицинской сестры(медбрата) по массажу. Поступая на работу в ООО «***», истец рассчитывал, что его работа будет включена в специальный медицинский стаж, поскольку он все время работал медицинской сестрой(медбратом) по массажу в санатории, работа была связана непосредственно с осуществлением лечебной деятельности. В лицензиях *** от ***, *** от ***, *** от ***, выданных ООО «***», отражены перечни работ и услуг, согласно которым медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение проводится по многопрофильным направлениям, в том числе лечение сердечно - сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата. Ответчиком не оспаривается факт осуществления в ООО «Санаторий Ува» лечения пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, данное обстоятельство установлено, вступившими в законную силу решениями Увинского районного суда по аналогичным искам граждан.

На основании вышеизложенного, третье лицо просит удовлетворить исковые требования Стекольщикова М.Л. в полном объеме.

Заслушав доводы сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск Стекольщикова М.Л. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 352 ТК РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способом защиты трудовых прав и свобод является судебная защита.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 73-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 1 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа независимо от их возраста.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения определяется с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях для детей и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. При этом наименования должностей и учреждений должны строго соответствовать наименованиям, указанным в Списке от 29.10.2002 №781.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что Стекольщиков М.Л., *** года рождения, уроженец ***, с ***1981 года осуществлял трудовую деятельность в различных учреждениях здравоохранения: с ***1981г. по ***1981г.- ***; с ***1981г. по ***1983г. – действительная военная служба по призыву в рядах СА, с ***1984 г. по ***1988г. –***; с ***1988г. по ***1989г. – *** п/о «***»; с ***1989г. по ***1990г. –***»; с ***1990г. по ***1991г. – ***; с ***1992г. по ***.1995г. – ***; с ***1995г. по ***1998г. –***, с ***1998г. по настоящее время – ***».

***.2012 года Стекольщиков М.Л. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», представив для этого необходимые документы. Однако решением ответчика *** от ***.2012 года ему в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Так, указанным решением в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитаны следующие периоды работы:

с ***.1981г. по ***1981г.- *** (в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев);

с ***.1984 г. по ***1988г. –*** (календарно);

с ***.1989г. по ***.1990г. –*** (календарно);

с ***1990г. по ***1991г. – *** (календарно);

с ***1992г. по ***.1995г. – *** (в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, т.к. работа протекала в сельской местности);

с ***1995г. по ***.1998г. –*** (в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, т.к. работа протекала в сельской местности), итого- 12 лет 11 месяцев 24 дня.

Так, указанным решением ответчика Стекольщикову М.Л. отказано в зачете в специальный стаж следующих периодов:

с ***1981г. по ***.1983г. – действительная военная служба по призыву в рядах СА- 2 года 1 месяц 11 дней;

с ***1988 по ***1989 г.-*** (календарно)- 11 месяцев 25 дней;

с ***1998г. по ***2011г. – *** (в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, т.к. работа протекала в сельской местности), всего отказано включить в специальный стаж 19 лет 4 месяца 18 дней.

Истец просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда, включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения им военной службы в Вооруженных силах СССР с ***1981г. по ***1983г., период работы с ***1998г. по ***2011г. в должности ***» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ***2012 года.

Суд находит отказ ответчика в назначении Стекольщикову М.Л. досрочной трудовой пенсии незаконным по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Стекольщикова М.Л. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.

Таким образом, вышеназванный период службы Стекольщикова М.Л. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 пункта 2 действующего в спорный период постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

Данное обстоятельство подтверждено военным билетом Стекольщикова М.Л., согласно которого он призван на военную службу ***.1981г., проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР начальником медицинского пункта средних медицинских специалистов; уволен (демобилизирован) в запас ***.1983г. на основании приказа МО СССР *** от ***.1983г.

Таким образом, период с ***.1981г. по ***.1983г., составляющий 2 года 1 месяц 11 дней, подлежит включению в специальный медицинский стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Период работы Стекольщикова М.Л. с ***1998г. по ***2011г. в должности *** подлежит, по мнению суда, зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, согласно которого в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с Определением Верховного суда РФ от 05.02.2009 г. № 36-В08-33 наименование учреждения «санаторий» включено в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 и в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, за назначением трудовой пенсии по старости, ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10,11,12 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд полагает, что период работы Стекольщикова М.Л. в санатории должен быть включен в медицинский стаж. Доводы же представителя ответчика о невозможности включения в льготный медицинский стаж периода работы истца в ООО ***» ввиду несоответствия формы собственности работодателя понятию «Учреждение» суд находит несостоятельными и не принимает во внимание при принятии решения.

В решении ответчика *** от ***2012 года сделана ссылка на несоответствие профиля ООО «***» перечню санаториев конкретных видов в пункте 1.21 раздела «Наименование учреждений» в Списках от 22.09.1999 года № 1066 и от 29.10.2002 года № 781. В связи с этим суд полагает необходимым отметить, что после 01.11.1999 года применяется Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, который предусматривает право на досрочную пенсию по старости врачей и среднего медицинского персонала, в том числе медицинских сестер в учреждении- санаторий(курорт): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. В лицензиях N351 от *** и *** от ***, выданных ООО «***», отражены перечни работ и услуг, согласно которым медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение проводится по многопрофильным направлениям, в том числе лечение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечной системы, опорно-двигательной системы и детских заболеваний.

Истец Стекольщиков М.Л. работал в спорный период и в настоящее время работает в должности среднего медицинского персонала в многопрофильном санатории, осуществляющем лечение пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, также установлено вступившим в законную силу решением Увинского районного суда от 01.07.2009 года и в силу ст.61 ГПК РФ обязательно для суда.

Таким образом, работа в должности медсестры(медбрата) многопрофильного санатория дает право истцу на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда РФ в Увинском районе- ***.2012 года- ответчик засчитал ему в специальный медицинский стаж 12 лет 11 месяцев 24 дня. Дополнительно к этому подлежит зачету в стаж и периоды прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с ***1981г. по ***1983г. (в календарном исчислении 2 года 1 месяц 11 дней) и период работы с ***1998г. по ***.2011г. –работа в должности *** (в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, т.к. работа протекала в сельской местности - 16 лет 3 месяца 12 дней); итого 18 лет 4 месяца 23 дня. Таким образом, стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет у Стекольщикова М.Л. более 30 лет, что соответствует условию, установленному п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Увинском районе в назначении Стекольщикову М.Л. досрочной трудовой пенсии суд признает незаконным и обязывает ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный орган.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ). Истец уплатил государственную пошлину при подаче иска в сумме 200 руб., что подтверждается соответствующей квитанцией, указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Стекольщикова М.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости- удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики *** от ***2012 года об отказе в назначении Стекольщикову М.Л. досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики засчитать Стекольщикову М.Л., в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с ***1981г. по ***1983г. (в календарном исчислении) - 2 года 1 месяц 11 дней и период его работы с ***1998г. по ***.2011г. в должности *** (в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, т.к. работа протекала в сельской местности) - 16 лет 3 месяца 12 дней, итого 18 лет 4 месяца 23 дня.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики досрочно назначить Стекольщикову М.Л., *** года рождения, уроженцу ***, трудовую пенсию по старости с момента его обращения, то есть с ***.2012 года, как лицу, не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе в пользу Стекольщикова М.Л. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения через Увинский районный суд.

Судья- В.А.Ёлкина